Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон), принятый Государственной Думой 31 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона
был внесен Правительством
Российской Федерации в целях упрощения применения национального режима в закупках для
обеспечения государственных и муниципальных нужд и в закупках отдельными видами
юридических лиц.
Так, непосредственно в законодательстве, а не в подзаконных нормативных правовых актах регламентируется порядок реализации следующих мер, принимаемых Правительством Российской Федерации: запрет, ограничение закупок товара, происходящего из иностранного государства, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой иностранным лицом, а также предоставление преимущества в отношении товара российского происхождения, работы, услуги, соответственно выполняемой, оказываемой российским лицом.
Запрет закупки товара, происходящего из иностранного
государства, заключается в недопущении
заключения договора (контракта), предусматривающего поставку товара,
происходящего из иностранного государства, а также замены при исполнении
договора (контракта) товара
на товар, происходящий из иностранного государства.
Под ограничением
закупки товара, происходящего из иностранного государства, понимается
невозможность заключения договора (контракта), предусматривающего поставку
товара, происходящего из иностранного государства, в случае, если на участие в закупке подано и признано соответствующим установленным требованиям хотя бы
одно предложение
о поставке товара российского происхождения (механизм «второй
лишний»).
В свою очередь, преимущество товару российского происхождения заключается в условном снижении на пятнадцать процентов ценового предложения участника
закупки, предлагающего к поставке весь товар российского происхождения, что
позволит повысить вероятность его победы.
При этом предусматривается, что в случае его победы договор (контракт)
будет заключаться по цене, предложенной таким участником без учета
указанного снижения.
При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен предмет его правового регулирования.
В целях упрощения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги вводится кворум приемочной комиссии, то есть такая комиссия правомочна осуществлять свои функции, если в ее заседании участвует не менее чем пятьдесят процентов общего числа ее членов.
Кроме того, устанавливается обязанность заказчика проверять соответствие единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) единым требованиям к участнику закупки.
Исключается
необходимость заключения соглашений между Федеральным казначейством и финансовыми органами субъектов
Российской Федерации, муниципальных образований для осуществления контроля за непревышением объема финансового обеспечения, включенного в планы-графики, над
объемом финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденным и доведенным до заказчика, в случае,
если Федеральному казначейству уже переданы отдельные полномочия
таких финансовых органов в соответствии Бюджетным кодексом
Российской Федерации.
Таким
образом, Федеральный закон предусматривает ряд
положений, оптимизирующих деятельность заказчиков и поставщиков (подрядчиков,
исполнителей).
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».