Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, С.В. Алтуховым, И.Н. Бабичем, А.В. Горелкиным, А.Н. Свистуновым в целях развития положений законодательства об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в части финансового рынка.
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», «О валютном регулировании и валютном контроле», «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации», «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», «О национальной платежной системе», «Об организованных торгах».
Федеральным законом предусматривается, что в период действия экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций в целях осуществления сделок с цифровой валютой могут изменяться или исключаться отдельные положения соответствующего законодательства Российской Федерации, касающиеся:
осуществления операций с цифровыми валютами, в том числе использования ее в качестве средства платежа по внешнеторговым договорам (контрактам);
использования понятий «валютные ценности» и «валютные операции», «электронная платформа»;
требований к организаторам торгов цифровыми валютами, к деятельности оператора электронной платформы;
порядка допуска цифровых валют к организованным торгам в качестве товара.
При этом решение об установлении экспериментального правового режима, затрагивающего сделки с цифровой валютой, вопросы в сфере валютного регулирования и валютного контроля необходимо будет согласовывать с Минфином России, ФСБ России и Росфинмониторингом.
Кроме того, в случае инициативного предложения о введении экспериментального правового режима, положения которого исключают или изменяют положения банковского законодательства или затрагивают вопросы обороны и безопасности государства, то такое инициативное предложение должно направляться в Банк России или ФСБ России соответственно для подготовки заключения в отношении возможности или невозможности установления такого экспериментального режима.
Программа об экспериментальном правовом режиме в сфере цифровых инноваций должна содержать оценку рисков легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, нарушения требований, предъявляемых к защите информации, а также содержать ограничения объема отдельных финансовых операций и общего объема операций, количества лиц, в отношении которых могут осуществляться эти финансовые операции в течение срока действия экспериментального правового режима.
Дополнительным основанием для прекращения статуса субъекта экспериментального правового режима будет являться разглашение субъектом экспериментального правового режима сведений, составляющих банковскую тайну, тайну страхования и иную охраняемую законом тайну, а также разглашение им конфиденциальной и (или) иной информации, отнесенной в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации ограниченного доступа, нарушение требований к защите информации, нарушение прав и законных интересов страхователей, застрахованных лиц, выгодоприобретателей, инвесторов, кредиторов и вкладчиков.
Согласно Федеральному закону на Банк России возлагаются функции уполномоченного органа и регулирующего органа по вопросам экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций, а также обязанности по взаимодействию с инициаторами, претендентами, организациями предпринимательского сообщества и субъектами экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций на финансовом рынке посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в сети «Интернет», в том числе путем предоставления таким лицам доступа к личному кабинету.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».