Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 237585–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 30 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.В.Гордеевым, В.А.Даванковым, Я.Е.Ниловым, А.Н.Свистуновым, И.Н.Бабичем, В.Б.Сениным и другими и направлен на регулирование вопросов, связанных с выпуском и оборотом цифровых валют в целях развития новых финансовых технологий, в том числе применяемых при трансграничных расчетах.

Федеральным законом в понятийный аппарат законодательства о цифровых финансовых активах вводятся новые понятия — майнинг цифровой валюты, майнинг-пула, оператора майнинговой инфраструктуры, адреса-идентификатора и лица, организующего деятельность майнинг-пула. При этом майнинг признается составляющей оборота, а не выпуском или организацией выпуска цифровой валюты.

Согласно Федеральному закону под майнингом цифровой валюты понимается деятельность по проведению математических вычислений с помощью вычислительных устройств для внесения записей в информационную систему, использующую в том числе технологию распределенного реестра, с целью выпуска цифровой валюты и (или) получение вознаграждения в цифровой валюте за подтверждение записей в информационной системе.

Майнинговую деятельность разрешается осуществлять российским юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, включенным в специализированный реестр. При этом физическим лицам разрешается осуществлять майнинг цифровых валют без включения в указанный реестр, в случае если такая деятельность не приводит к превышению лимитов энергопотребления, установленных Правительством Российской Федерации.

Порядок ведения реестра, а также установление требований к деятельности оператора майнинговой инфраструктуры определяется нормативным актом Правительства Российской Федерации. При этом ведение реестра, в том числе исключение из реестра в результате нарушений требований лиц, осуществляющих майнинг возлагается на Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

При получении цифровой валюты в результате майнинга, лицо, осуществляющее майнинг, будет обязано предоставить информацию о получении цифровой валюты в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган.

В целях обеспечения финансовой стабильности Российской Федерации уполномоченный орган по согласованию с Банком России вправе установить запрет и (или) ограничения на совершение сделок с цифровой валютой.

Кроме того, Федеральным законом устанавливаются требования к репутации лиц, осуществляющих майнинг цифровой валюты и организующих детальность майнинг-пула, контроль (надзор) за соблюдением указанных требований лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты, будет осуществлять Роскомнадзор, а лиц, организующих деятельность майнинг-пула — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

В целях обеспечения контроля за энергопотреблением при осуществлении майнинга цифровой валюты Правительству Российской Федерации предоставляются полномочия по установлению запрета на осуществление майнинговой деятельности в отдельных субъектах Российской Федерации или на отдельных их территориях. При этом также устанавливается запрет на совмещение майнинговой деятельности с деятельностью, связанной с электроэнергетикой.

Кроме того, вводится запрет на рекламу или предложение в иной форме неограниченному кругу лиц цифровой валюты, а также товаров (работ и услуг) в целях организации выпуска, организации обращения, обращения цифровых валют.

В целях совершенствования регулирования цифровых финансовых активов (далее — ЦФА) вводится понятие иностранных цифровых прав (далее – ИЦП), квалификацию которых с целью допуска таких ИЦП к обращению в российских информационных системах будет осуществлять оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА. При этом вводится запрет на приобретение ИЦП физическими лицами, если иное не будет предусмотрено нормативным актом Банка России.

В целях обеспечения стабильности финансового рынка Банку России предоставляется право устанавливать дополнительные требования к ИЦП, особенности учета и обращения ИЦП в российских информационных системах, а также ввести запрет на допуск к обращению в Российской Федерации отдельных видов ИЦП.

Также предусматривается возможность выпуска ЦФА, решение о которых содержит указание на возможность их приобретения только индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, указанными в таком решении или соответствующим критериям, указанным в таком решении (адресные ЦФА).

Кроме того, предусматривается возможность подписания решения о выпуске ЦФА усиленной квалифицированной электронной подписью не только индивидуальными предпринимателями или единоличным исполнительным органом юридического лица, но и их уполномоченными представителями.

В целях осуществления контроля за операциями в цифровой валютой устанавливается обязанность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих майнинг представлять федеральному органу исполнительной власти в сфере противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма по его запросу информацию о сделках с цифровой валютой, если есть основания полагать, что такие цифровые валюты могли быть использованы для целей легализации доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения или иного уголовно наказуемого деяния. При этом Росфинмониторинг наделяется полномочием вести перечень адресов-идентификаторов, в отношении которых есть основания полагать, что операции с цифровой валютой, совершенные по таким адресам-идентификаторам, осуществлены в противозаконных целях.

Комитет отмечает, что реализация Федерального закона позволит сформировать правоприменительную практику, связанную с оборотом (в том числе майнингом) цифровых валют.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления в силу.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».