Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 23 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации отдельных положений Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Закон вносит изменения в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), а также в 18 глав части второй Кодекса, касающихся налога на добавленную стоимость (далее – НДС), акцизов, налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), налога на прибыль организаций, сборов за пользование объектами животного мира, государственной пошлины, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД), налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ), специальных налоговых режимов, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц, торгового сбора, страховых взносов.
При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении были приняты в том числе поправки сенаторов Российской Федерации А.В. Шендерюка-Жидкого, А.В. Кутепова, В.К. Кравченко.
Основные изменения состоят в следующем.
В части налогового администрирования продлеваются до 2028 года полномочия Правительства Российской Федерации по оперативному изданию нормативных правовых актов, регулирующих предоставление отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам и страховым взносам, а также исключается ограничение периода действия этих актов, учитывая складывающуюся на практике потребность окончания действия таких отсрочек и рассрочек за пределами обозначенного горизонта.
В целях совершенствования электронного документооборота между налоговым органом и налогоплательщиком предлагается установить срок в 6 рабочих дней, после которого направленный налоговым органом в электронной форме документ (например, требование об уплате налогов) считается полученным налогоплательщиком. Сейчас такой порядок действует в случае отправки документа заказным письмом.
Одновременно предлагается исключить неактуальное в таком случае основание для приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке – неисполнение организацией обязанности по передаче налоговому органу квитанции о приеме в электронной форме уведомлений налогового органа.
Увеличивается со 100 до 300 рублей минимальная общая сумма налогов, исчисленных налоговым органом, при которой налогоплательщику не направляется налоговое уведомление.
«Льготная» ставка пени для организаций в размере 1/300 ключевой ставкой Центрального банка Российской Федерации пролонгируется на весь 2024 год в связи с увеличением указанной ключевой ставки.
Уточняется срок уплаты нерезидентом Российской Федерации налогов с доходов, полученных в результате корректировки налоговой базы по контролируемой сделке, который будет приравнен к сроку уплаты по налогу на прибыль организаций.
Для снижения административной нагрузки на хозяйствующие субъекты предусматривается оптимизация количества «нулевой» налоговой отчетности, которую они обязаны сдавать.
Предусматривается расширение круга потенциальных участников налогового мониторинга в части отмены «пороговых» требований для его проведения для организаций — бывших участников консолидированной группы налогоплательщиков, операторов лотерей, государственных и муниципальных учреждений, а также холдинговых структур. Кроме того, общие «пороговые» требования к суммам уплаченных налогов снижаются со 100 млн до 80 млн рублей, суммам полученных доходов – с 1 млрд до 800 млн рублей, величине активов – также с 1 млрд до 800 млн рублей.
Также уточняется порядок проведения налогового мониторинга для участников соглашения о защите и поощрении капиталовложений (далее – СЗПК) в части проверки фактических затрат, по которым предусмотрено предоставление мер государственной поддержки.
В целях изменения сроков уплаты налоговых платежей (отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит) предлагается предоставить ФНС России полномочия по утверждению критериев ликвидности имущества, которое может быть предметом залога, и оценке платежеспособности лица, заинтересованного в изменении срока уплаты налоговых платежей.
Законом предусматривается централизованная передача в ФНС России сведений о многодетных семьях в целях предоставления им налоговых льгот по имущественным налогам в беззаявительном порядке.
Продлевается мораторий на применение штрафных санкций за непредставление налогоплательщиком — контролирующим лицом документов, подтверждающих размер прибыли (убытка) контролируемых иностранных компаний (далее – КИК), находящихся в недружественных странах.
Кроме того, устанавливается ответственность банковской организации за несвоевременное предоставление налоговому органу информации о суммах выплаченных налогоплательщику доходов в виде процентов по вкладам (остаткам по счетам).
В части НДС Закон устанавливает освобождение от налогообложения услуг по предоставлению в аренду автомобилей скорой медицинской помощи с экипажем (водителем), а также по перевозке автомобилями скорой медицинской помощи бригад скорой медицинской помощи, включая медицинскую эвакуацию граждан. Данные нормы имеют важный социальный характер и направлены на поддержку и стимулирование социально значимой деятельности, а также позволяют подстанциям скорой помощи заниматься непосредственными обязанностями без отвлечения на техническое обслуживание автотранспорта.
Законом продлевается до 1 января 2028 года действие ставки НДС в размере 0% при оказании услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления расположен на территории Республики Крым, города федерального значения Севастополя, Калининградской области или на территории Дальневосточного федерального округа (в настоящее время действие ставки установлено до 1 января 2025 года).
Также продлевается до 31 декабря 2027 года действие ставки НДС в размере 10% в отношении услуг по внутренним авиаперевозкам пассажиров и багажа, следующих в/из аэропортов Московского авиационного узла.
Кроме того, не признается объектом обложения НДС на определенных Законом условиях передача на безвозмездной основе имущества благотворительным фондом образовательной некоммерческой организации, оказывающей образовательные услуги детям, не достигшим возраста 18 лет, включая детей-сирот, детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей.
В части НДФЛ предусматривается признание физических лиц, осуществляющих реализацию межправительственных соглашений в атомной отрасли на территориях иностранных государств, налоговыми резидентами Российской Федерации независимо от фактического времени нахождения их в Российской Федерации.
Уточняется порядок расчета НДФЛ с материальной выгоды по займам в рублях. В частности, для расчета размера материальной выгоды будет использоваться минимальное значение ключевой ставки Банка России из действовавших на дату выдачи кредита и на дату уплаты процентов по нему. Уточняется порядок освобождения от налогообложения доходов в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами, полученными сотрудниками от работодателей на условиях программ льготного кредитования с государственной поддержкой. Порядок налогообложения материальной выгоды распространяется на случаи приобретения долей участия в уставном капитале по цене ниже их рыночной стоимости.
При налогообложении процентных доходов по долгосрочным (более 15 месяцев) вкладам предусматривается возможность переноса на будущее части суммы необлагаемого процентного дохода, не использованной в текущем налоговом периоде.
Законом предусматривается введение бездекларационного механизма расчета налоговым органом по данным Росреестра НДФЛ в отношении доходов от продажи недвижимости. В соответствии с действующей редакцией Кодекса при продаже недвижимости до истечения предельного минимального срока владения ею налогоплательщик обязан задекларировать полученный доход даже при «нулевой» налоговой базе. В случае непредставления декларации или представления ее с нарушением срока налогоплательщик привлекался к налоговой ответственности. Реализация нового механизма позволит исключить такие случаи, так как налоговый орган самостоятельно сможет исчислить подлежащую уплате сумму налога и направить налогоплательщику соответствующее уведомление.
От налогообложения освобождаются доходы в виде жилого помещения (земельного участка), полученного из государственной или муниципальной собственности не только бесплатно, но также и с частичной их оплатой.
Уточняется порядок освобождения от налогообложения доходов от продажи жилых помещений, приобретенных в результате раздела (объединения, выделения, перераспределения, перепланировки и реконструкции) ранее приобретенных жилых помещений. Вводится единый срок владения для взрослых членов семьи и несовершеннолетних детей при реализации жилого помещения, приобретенного в собственность семьи с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (материнского (семейного) капитала).
Помимо этого, субъекты Российской Федерации наделяются правом уменьшать минимальный предельный срок владения объектами недвижимого имущества для целей налогообложения независимо от оснований их приобретения (не только 5-летний, как сейчас, но и 3-летний).
В части налоговых вычетов Законом предусматривается распространение повышенного стандартного вычета на детей (12 тыс. рублей) также на детей, являющихся инвалидами с детства. Социальный налоговый вычет на лечение детей (подопечных), признанных судом недееспособными, будет предоставляться независимо от их возраста (сейчас предоставляется по общему правилу – до достижения ребенком 18 лет или 24 лет, если он является обучающимся по очной форме обучения).
Также предусматривается применение инвестиционного налогового вычета по НДФЛ в размере положительного финансового результата при владении более 3 лет государственными ценными бумагами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальными ценными бумагами.
Кроме того, Законом предусматривается возможность применения профессиональных налоговых вычетов физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность и незарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей. Данная мера направлена на исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2024 года № 6-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 221 и подпункта 1 пункта 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, части 5 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Ю.М. Бужина и Л.В. Салимжановой».
Предусматривается совершенствование механизма налогового агентирования. В частности, налоговым агентам предоставляется возможность учета расходов налогоплательщика.
В целях совершенствования механизмов администрирования НДФЛ Законом вводится порядок перерасчета суммы налога налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
В части налога на прибыль организаций Законом предусматривается установление до 31 декабря 2026 года особенностей учета доходов и расходов, полученных от предписанных судами после 5 марта 2022 года взысканий с иностранных организаций, расположенных в недружественных странах, и российских организаций, являющихся солидарными ответчиками этих организаций. Продлевается на 2025–2027 годы особый порядок признания для целей налогообложения прибыли курсовых разниц, возникших в период в 2022–2024 годов.
Кроме того, уточняется перечень необлагаемых доходов в части включения в него полученных сумм прекращенных в 2024–2025 годах обязательств по договору купли-продажи акций российских организаций, продавцом по которому является иностранная организация, в случае принятия решения о прощении долга, а также связанных с выплатой иностранному участнику действительной стоимости доли в связи с его выходом или исключением из состава общества в 2022–2025 годах.
Уточняются особенности учета доходов в виде процентов, начисленных по долговым иностранным ценным бумагам, права на которые учитываются иностранным лицом, по мере поступления денежных средств, а также порядок признания сомнительным долгом задолженности по уплате процентов в части исключения задолженности, возникшей по операциям, дата признания дохода по которым является датой поступления денежных средств. Указанные положения будут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Исключаются из состава необлагаемых доходов безвозмездно перечисленные денежные средства энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление поставки электрической энергии на территории новых регионов, в целях возмещения затрат, размер которых определяется актом Правительства Российской Федерации или Федеральной антимонопольной службой. При этом такие средства будут включаться в состав прочих расходов при исчислении налога на прибыль. Указанная норма будет распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
В соответствии с Законом не будут учитываться при исчислении налога на прибыль доходы в виде имущества, полученного акционерным обществом, осуществляющим функции по управлению территорией опережающего развития, или его дочерним хозяйственным обществом, в случае передачи дочернему обществу отдельных функций управляющей компании.
Уточняется порядок учета убытков и их переноса на будущие налоговые периоды при налогообложении прибыли организаций в части распространения с 1 января 2025 года действующего ограничения по переносу убытков по некоторым видам деятельности на любую деятельность, прибыль от которой подлежит налогообложению по ставке 0%. Также для всех организаций, применяющих преференциальные налоговые режимы, отменяется 50% ограничение по переносу убытков, полученных после 1 января 2025 года. Кроме того, уточняется порядок уменьшения суммы налога на прибыль на сумму торгового сбора в части возможности уменьшения налога независимо от факта уплаты сбора. При этом такое положение будет распространятся на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.
Законом исключается условие о составе активов организации (не более 50% недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации), необходимое для применения ставки по налогу на прибыль 0% при реализации небольших пакетов обращающихся акций (не более 1% от общего количества акций организации). Кроме того, уточняется условие применения льготной налоговой ставки российскими организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, в части невозможности её применения иностранной организацией, за исключением КИК-ов.
В целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль регионам предоставляется возможность принимать решение о продлении на один год срока осуществления инвестиций международными холдинговыми компаниями. Также для плательщиков КИК устанавливается возможность использования для целей определения прибыли КИК данных финансовой отчетности, составленной по Международным стандартам при условии, что в отношении такой организации действовали запреты и ограничения, введенные иностранными государствами, или в случае местонахождения иностранной организации в недружественных странах.
Кроме того, исключаются действующая до 1 января 2023 года норма о применении к основной норме амортизации специального коэффициента в отношении амортизируемых основных средств, используемых в сфере водоснабжения и водоотведения, а также недействующие положения, касающиеся применения в 2018–2022 годах нулевой ставки по налогу на прибыль организациями, осуществляющими туристско-рекреационную деятельность на территории Дальневосточного федерального округа. Также исключается норма, позволяющая не учитывать при определении налоговой базы субсидий, полученных из федерального и регионального бюджетов в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
В части сбора за пользование объектами животного мира Законом предусматривается исключение организаций из плательщиков данного сбора (за исключением сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов), а также устанавливается порядок предоставления организациями и индивидуальными предпринимателями, выдающими разрешение на добычу объектов животного мира, в налоговые органы информации об указанных разрешениях по утвержденной форме.
В части государственной пошлины Законом проводится индексация размеров государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом, судами общей юрисдикции и арбитражными судами, уточняется порядок ее взимания.
Помимо этого, Законом расширяется перечень льгот по уплате государственной пошлины. Так, по искам неимущественного характера, связанным с защитой прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявитель будет освобождаться от уплаты государственной пошлины в полном размере, а по искам имущественного характера, связанным с защитой прав на единственное жилье – в размере 70% от ее размера.
Также Законом предусматривается освобождение от уплаты государственной пошлины по делам о несостоятельности (банкротстве):
— граждан, в отношении которых введена процедура, применяемая в деле о несостоятельности (банкротстве), – по отдельным обособленным спорам;
— кредиторов – по требованиям о включении в реестр требований кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве), если их требования подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.
В части НДД и НДПИ Законом предусматривается включение в фактические расходы, не учитываемые в налогооблагаемой базе по НДД, суммы возврата налогового вычета по НДПИ, предоставляемого в рамках реализации в Иркутской области проекта по производству нефтехимии. Также устанавливается возможность учитывать реализацию сухого отбензиненного газа при определении цены на попутный газ, используемой в расчете расчетной выручки для исчисления НДД.
Кроме того, Законом расширяется возможность применения нулевой ставки по НДПИ в отношении не только газа, закачанного в пласт для поддержания пластового давления при добыче углеводородного сырья, но и газового конденсата.
Также Законом уточняется размер налогового вычета по НДПИ при добыче нефти на месторождениях в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре в части установления дополнительной, увеличивающей налоговый вычет суммы в размере, не превышающим в период с 1 июля 2024 года по 31 декабря 2026 года 16,6 млрд рублей.
Кроме того, уточняется условие применения резидентами Арктической зоны Российской Федерации (далее – АЗРФ) налогового вычета по НДПИ при добыче отдельных видов твердых полезных ископаемых на новых месторождениях в части его неприменения в отношении одних и тех же объектов инфраструктуры, создаваемой организациями, одновременно являющимися участниками АЗРФ и резидентами СЗПК.
Также уточняются особенности исчисления НДПИ в отношении концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы, позволяющие не применять повышающий коэффициент Крента к ставке НДПИ при добыче концентратов и других полупродуктов, содержащих платину и металлы платиновой группы.
В части специальных налоговых режимов из состава доходов при применении единого сельскохозяйственного налога (далее – ЕСХН), упрощенной системы налогообложения (далее – УСН) и патентной системы налогообложения (далее – ПСН) исключаются доходы в виде сумм возмещения, полученных за изъятие земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных и муниципальных нужд.
Стоимость российского высокотехнологичного оборудования не будет учитываться при определении остаточной стоимости основных средств в целях применения УСН. Перечень такого оборудования будет утверждаться Правительством Российской Федерации.
Индивидуальным предпринимателям, применяющим УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», Законом предоставляется возможность учитывать в составе расходов страховые взносы.
Налогоплательщикам, местом нахождения (местом жительства) которых на дату регистрации контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) являлась территория Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области или Херсонской области, предоставляется право уменьшить сумму налога по УСН и ПСН за налоговый период 2024 или 2025 года на сумму расходов по приобретению ККТ (не более 28 тыс. рублей). Данная мера направлена на стимулирование добровольного применения ККТ на указанных территориях и ускорение их интеграции в правовое поле Российской Федерации.
Помимо этого, Законом продлевается до 2027 года период, в течение которого субъекты Российской Федерации вправе устанавливать «нулевую» ставку по УСН и ПСН для вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (»налоговые каникулы»).
Кроме того, Законом предусматривается уточнение отдельных параметров экспериментальных специальных налоговых режимов «Автоматизированная упрощенная система налогообложения» (далее – АУСН) и «Налог на профессиональный доход» (далее – НПД). В частности, предусматривается упрощение порядка уведомления о прекращении применения УСН и ЕСХН при переходе на НПД (будет подаваться через приложение «Мой налог»), а также предоставляется возможность плательщикам НПД перейти на ПСН и АУСН в случае утраты ими права на применение НПД.
В части имущественных налогов Законом предоставляются налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц для участников специальной военной операции и членов их семей.
Регламентируются порядок перерасчета ранее исчисленных физическим лицам имущественных налогов и сроки уплаты налогов, рассчитанных по результатам перерасчета. Перерасчет будет производиться также по заявлению физического лица при наличии оснований для перерасчета. Налог, исчисленный по результатам перерасчета, подлежит уплате не позднее 28-го числа третьего месяца, следующего за месяцем, в котором сформировано налоговое уведомление в связи с таким перерасчетом.
Законом устанавливается на бессрочной основе предельная ставка по налогу на имущество организаций в размере 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.
Кроме того, устанавливается порядок оперативного информирования организаций, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве или принято решение о предстоящем их исключении из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), о суммах исчисленных имущественных налогов. Также расширяется информационное взаимодействие налоговых органов с органами государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля для применения сведений, подтверждающих использование земельных участков не по целевому назначению.
В части страховых взносов Законом предусматривается возможность применения пониженных тарифов страховых взносов, установленных для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий и входящих в одну группу, только российскими организациями, а также только теми иностранными организациями, контролирующими лицами которых являются российские организации или граждане Российской Федерации.
Законом расширяются основания для применения пониженных тарифов страховых взносов социально-ориентированными некоммерческими организациями. В объеме «профильных» доходов будут также учитываться доходы, получаемые ими по соглашению о трудоустройстве инвалидов с работодателем, которому установлена квота для приема на работу инвалидов.
Устанавливается трехлетний срок направления в налоговые органы плательщиками страховых взносов, не осуществляющими деятельность в течение отдельных «нестраховых» периодов, заявления об освобождении от уплаты страховых взносов за указанные периоды и подтверждающих эти периоды документов.
В соответствии с Законом при определении размера дохода для целей уплаты страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой и уплачивающими НДФЛ, будут подлежать учету профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ. Данная мера позволит снизить нагрузку на данную категорию плательщиков.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах».