Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (проект № 455879–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“ (далее — Закон), принятый Государственной Думой 9 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект Закона был внесен сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.А.Салпагаровым, Т.А.Сахаровой, А.Г.Шейкиным
и депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.Н.Свистуновым.

Закон направлен на снижение регуляторной нагрузки в отношении организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом по операциям, связанным с оплатой жилищно-коммунальных услуг.

Так, Законом устанавливается новый случай, при котором
не проводится идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, — при осуществлении операций по приему от клиентов — физических лиц платы
за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе пеней
за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение
и коммунальные услуги, если их сумма не превышает 60 000 рублей.

При рассмотрении законопроекта во втором чтении был расширен предмет его правового регулирования.

Помимо указанного выше основания непроведения идентификации клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя
и бенефициарного владельца такая идентификация не будет проводиться
при осуществлении операций по приему от клиентов — физических лиц
платы по уплате (перечислению) налога, авансовых платежей по налогам
в бюджетную систему Российской Федерации.

Идентификация, упрощенная идентификация также не будут проводиться при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета (за исключением перевода электронных денежных средств), при осуществлении почтовых переводов денежных средств
от клиентов — физических лиц в целях уплаты (перечисления) налога, авансовых платежей по налогам в бюджетную систему Российской Федерации, внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги,
в том числе пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы
за жилое помещение и коммунальные услуги.

В этих случаях кредитные организации и организации федеральной почтовой связи освобождаются от некоторых обязанностей (например
от хранения сведений о плательщике, обеспечения контроля их соответствия сведениям, имеющимся в распоряжении таких организаций).

Оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, наделяется правом поручать на основании договора не только иному оператору информационной системы, в которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, оператору обмена цифровых финансовых активов, но и оператору инвестиционной платформы, а также профессиональному участнику рынка ценных бумаг (за исключением профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность исключительно по инвестиционному консультированию) проведение идентификации клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя, бенефициарного владельца, обновление информации
о клиентах, представителях клиентов, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах при осуществлении деятельности, предусмотренной
Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В свою очередь, оператор обмена цифровых финансовых активов наделяется аналогичным правом в отношении оператора инвестиционной платформы, а также профессионального участника рынка ценных бумаг
(за исключением профессионального участника рынка ценных бумаг, осуществляющего деятельность исключительно по инвестиционному консультированию).

Также либерализуется механизм пересмотра оснований для применения кредитными организациями мер реагирования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям в связи с отнесением Банком России
их к группе высокой степени (уровня) риска совершения
подозрительных операций.

В этом случае юридические лица, индивидуальные предприниматели будут вправе обратиться с заявлением о пересмотре высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций с приложением
при необходимости документов и (или) сведений в Центральный банк Российской Федерации. При принятии Банком России отрицательного решения по данному заявлению организации и индивидуальные предприниматели будут вправе обратиться с заявлением уже
в межведомственную комиссию, в состав которой входят представители
Банка России и Росфинмониторинга, рассматривающую заявления
с участием представителей ФТС России и Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.

Таким образом, Законом предусмотрена дополнительная возможность защиты хозяйствующими субъектами своих прав в административном порядке.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации
на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма“.