Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым и другими в целях социальной поддержки граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и направлен на создание механизма обеспечения гарантированного дохода по вкладам и счетам малообеспеченных граждан.
Федеральным законом устанавливается возможность открытия особых банковских продуктов – социального банковского вклада и социального банковского счета.
Договор социального банковского вклада и договор социального банковского счета заключаются в электронной форме с использованием федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Потребителями социальных банковских продуктов будут выступать граждане – клиенты кредитной организации, являющиеся получателями мер социальной поддержки в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России, сведения о назначении которых гражданину размещены в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере».
Сведения о фактах заключения (расторжения) с гражданином договора социального банковского вклада (далее – договор вклада) и договора социального банковского счета (далее – договор счета) представляются кредитными организациями в Реестр социальных банковских счетов и социальных банковских вкладов (далее — Реестр).
Особенности заключения (продления) договора вклада и договора счета, их изменения и расторжения, порядок подачи заявления гражданина на оформление договоров, проверки гражданина на соответствие установленным требованиям, порядок ведения Реестра, порядок и сроки представления кредитными организациями в Реестр сведений о фактах заключения (расторжения) с гражданином договора вклада и договора счета устанавливаются Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России.
Договор вклада и договор счета подписываются гражданином одним из следующих способов:
— усиленной квалифицированной электронной подписью;
— усиленной неквалифицированной электронной подписью;
— простой электронной подписью, ключ которой получен при личной явке за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Федеральным законом устанавливается, что гражданин вправе иметь только один действующий договор вклада со следующими условиями:
— максимальный размер денежных средств, размещенных на вклад, не может превышать 50 тысяч рублей;
— срок договора вклада – 1 год с возможностью его продления на такой же срок;
— начисление и выплата процентов осуществляются ежемесячно;
— размер процентной ставки определяется как максимальный размер процентной ставки по вкладам физических лиц сроком до 1 года включительно, привлекаемым кредитной организацией, за исключением вкладов сроком до 1 месяца и вкладов, предложение о внесении которых действует менее одного месяца;
— предусмотрена возможность пополнения вклада, частичного снятия денежных средств со вклада и расторжения договора вклада по инициативе гражданина без уменьшения размера процентной ставки и взимания комиссионного вознаграждения.
В соответствии с Федеральным законом договор счета открывается гражданину в рублях, предусматривается возможность осуществления операций по счету с использованием платежной карты, не взимается комиссионное вознаграждение за совершение операций по переводу денежных средств со счета в размере, не превышающем 20 тысяч рублей в месяц, а также за открытие и обслуживание счета, предоставление платежной карты, пополнение счета.
На остаток денежных средств на счете ежедневно осуществляется начисление процентов в следующих размерах:
— на остаток денежных средств в размере до 50 тысяч рублей – по ставке не менее одной второй действующей ключевой ставки Банка России;
— на остаток денежных средств в размере свыше 50 тысяч рублей – по ставке, установленной в договоре счета.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О банках и банковской деятельности“.