Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев четвертого и пятого пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, В.В. Куминым, В.Б. Сениным и другими.
Федеральный закон разработан в целях актуализации требований к деятельности участников финансового рынка, а также исключения избыточной регуляторной нагрузки и неопределенности в регулировании их деятельности.
Так, в целях исключения избыточной регуляторной нагрузки Федеральным законом предусматривается:
— освобождение организатора торговли от осуществления ежедневного резервного копирования информации и документов, которые связаны с проведением организованных торгов, так как в дни, когда торги не проводятся либо изменения в реестры не вносятся, резервное копирование информации, которая дублирует информацию за предыдущий день, приводит к неоправданному увеличению риска возникновения сбоев, а также ведет к нерациональному использованию емкости системы хранения данных;
— освобождение профессиональных участников рынка ценных бумаг от предоставления инвесторам информации о ценах ценных бумаг на организованных торгах и о ценах, по которым ценные бумаги покупались и продавались, поскольку такая информация находится на сайте организатора торговли (информационных агентств);
— освобождение хозяйственных обществ от предоставления отдельной информации (копии зарегистрированного решения о выпуске ценных бумаг) по требованию, в случае если такая информация размещена на сайте в сети «Интернет» в свободном доступе либо раскрыта в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о ценных бумагах;
— освобождение небанковских кредитных организаций (кроме центрального контрагента и центрального депозитария), не составляющих группу, от составления финансовой отчетности по МСФО в соответствии с Федеральным законом «О консолидированной финансовой отчетности», в связи с тем, что для таких организаций составление финансовой отчетности в соответствии с МСФО и в соответствии с требованиями нормативных актов Банка России требует необоснованно высоких затрат на подготовку, аудит и раскрытие дублирующей отчетности.
Кроме того, увеличиваются сроки направления в Банк России уведомлений об избрании (освобождении) членов совета директоров (наблюдательного совета) (с 3 до 7 рабочих дней со дня принятия такого решения), а также уведомлений о назначении (избрании) на должность (об освобождении от должности), о возложении (прекращении) временного исполнения обязанностей отдельных должностных лиц (с 1 до 3 рабочих дней со дня соответствующего назначения, избрания, освобождения, возложения, прекращения). При этом сохранены сокращенные сроки (не позднее 1 рабочего дня) исключительно для уведомления Банка России об освобождении от должности единоличного исполнительного органа, главного бухгалтера в целях максимально оперативного получения Банком России информации о замене лиц, занимающих наиболее значимые должности в финансовой организации и влияющих на оперативную деятельность финансовой организации.
Исключается обязанность соискателей лицензии на финансовом рынке представлять в Банк России документы, которые доступны Банку России в рамках межведомственного электронного взаимодействия. Так, например, информация о наличии (отсутствии) судимости в рамках государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций получается Банком России в рамках межведомственного взаимодействия с МВД России, ее дополнительного подтверждение соискателем не требуется.
В целях устранения неопределенности в регулировании разграничены понятия и функции единоличного исполнительного органа и руководителя службы по управлению рисками в негосударственном пенсионном фонде.
Также предусматривается, что в рамках квалификационных требований в отношении кандидатов на должности заместителя единоличного исполнительного органа и члена коллегиального исполнительного органа, кредитных организаций и наиболее значимых некредитных финансовых организаций допустимо наличие опыта руководства не только финансовыми организациями, но и наличие опыта руководства в области информационных технологий и по управлению персоналом.
В части регулирования рынка ценных бумаг предусматривается:
— исключение регулирования максимального размера платы, взимаемой держателем реестра с зарегистрированных лиц («либерализация тарифов»), за исключением отдельных «социально чувствительных» операций, в отношении которых Банк России сохраняет полномочие на уровне нормативного регулирования определять размер максимальной платы, взимаемой с зарегистрированных лиц, или порядок определения такого размера;
— увеличение срока раскрытия держателем реестра сведений о прекращении договора с эмитентом на ведение реестра владельцев ценных бумаг в случае, если указанный договор прекращен в связи с реорганизацией или ликвидацией эмитента (с 1 рабочего дня до 10 рабочих дней), поскольку информация о такой ликвидации (реорганизации) в течение 1 рабочего дня может не поступить держателю реестра;
— исключение требования по установлению в нормативном акте Банка России требований к депозитарию, осуществляющему учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации. При этом требование о том, что депозитарии, осуществляющие учет прав на ценные бумаги иностранных эмитентов, допущенные к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, должны оказывать каждому лицу (депоненту), права которого на такие ценные бумаги учитываются указанным депозитарием, услуги, связанные с получением доходов по ценным бумагам иностранных эмитентов, допущенным к публичному размещению и (или) публичному обращению в Российской Федерации, и иных выплат, причитающихся владельцам таких ценных бумаг, из нормативного акта Банка России перенесено в рассматриваемый Федеральный закон.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением положений для которых предусмотрен иной срок вступления их в силу.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу абзацев четвертого и пятого пункта 3 статьи 6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».