Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (проект № 639663–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях расширения мер государственной поддержки малообеспеченных семей с детьми и предусматривает введение для них ежегодной семейной выплаты. При рассмотрении законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, в том числе поправки сенаторов Российской Федерации А.В.Яцкина и Н.А.Журавлева.

В соответствии с Законом ежегодная семейная выплата будет производиться работающим родителям (усыновителям, опекунам, попечителям), имеющим двух и более детей, если размер среднедушевого дохода такой семьи не превышает 1,5-кратную величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя на год, предшествующий году обращения за назначением указанной выплаты. При этом родители (усыновители, опекуны, попечители) и дети должны быть гражданами Российской Федерации и постоянно проживать на территории России, а родители (усыновители, опекуны, попечители) также должны являться налоговыми резидентами Российской Федерации и с их доходов должен быть уплачен налог на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Семейная выплата будет производиться каждому из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) детей в возрасте до 18 лет или возрасте до 23 лет в случае, если они обучаются в общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации или образовательной организации высшего образования по очной форме обучения (кроме обучающихся по дополнительным образовательным программам), при отсутствии у заявителя задолженности по уплате алиментов.

Согласно Закону размер семейной выплаты определяется как разница между суммой расчетного исчисленного НДФЛ с доходов заявителя, полученных в году, предшествующем году обращения за назначением выплаты, и суммой НДФЛ, исчисленной с того же дохода по ставке в размере 6%. При этом расчетным исчисленным НДФЛ признается сумма НДФЛ с доходов заявителя, в отношении которых был уплачен НДФЛ, исчисленный без применения предусмотренных главой 23 Налогового кодекса Российской Федерации налоговых вычетов.

Законом предусматривается, что заявление о назначении семейной выплаты может быть подано в период с 1 июня до 1 октября года, следующего за годом, за который исчислен НДФЛ. Решение о назначении семейной выплаты либо об отказе в ее назначении будет приниматься территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений, размещенных в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере», а также иных необходимых для назначения семейной выплаты документов (копий документов, сведений). При определении права на выплату будет также учитываться наличие у заявителя и членов его семьи движимого и недвижимого имущества. Порядок и условия осуществления выплаты, в том числе перечни видов доходов, движимого и недвижимого имущества, необходимых документов и сведений, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом финансовое обеспечение механизма семейной выплаты будет осуществляться за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации. Согласно финансово-экономическому обоснованию объем необходимых дополнительных расходов на реализацию Закона, по предварительной оценке, составит 101,1 млрд рублей. Введение механизма семейной выплаты предусмотрено с 1 января 2026 года. Таким образом, указанные расходы федерального бюджета возникнут в 2026 году и будут предусмотрены соответствующим федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Закон вступит в силу с 1 января 2026 года. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О ежегодной семейной выплате гражданам Российской Федерации, имеющим двух и более детей».