Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 639660–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 10 июля
2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.

Закон направлен на совершенствование положений бюджетного законодательства Российской Федерации в целях обеспечения исполнения положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, развития межбюджетных отношений, оптимизации документов и материалов, представляемых в Государственную Думу одновременно с проектом бюджета, внесения изменений в сводную бюджетную роспись.

Законом вносится ряд изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с изменениями, предусмотренными Федеральным законом «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 639663–8). Так, устанавливаются новые нормативы зачисления в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов от уплаты налога на доходы физических лиц в связи с изменением ставок указанного налога. При этом все дополнительные доходы от введения прогрессивной шкалы налогообложения будут подлежать зачислению в федеральный бюджет.

Также, согласно Закону, предусмотрено зачисление в федеральный бюджет по нормативу 100% новых видов акцизов: акциза на фармацевтическую субстанцию спирта этилового, акциза на никотиновое сырье, акциза на бестабачную никотинсодержащую смесь для нагревания. Поступления акциза на природный газ, полученный для производства аммиака, по нормативу 83 процента зачисляются в федеральный бюджет, и по нормативу 17 процентов – в региональные бюджеты.

В ходе рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении предусмотрены положения в части зачисления доходов от уплаты вновь вводимого туристического налога в местные бюджеты. При этом расчетные налоговые доходы от уплаты туристического налога будут учитываться при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, федеральной территории «Сириус» для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации начиная с 2030 года.

В федеральный бюджет по нормативу 100 процентов будут зачисляться конфискованные денежные средства, полученные в результате совершения коррупционных правонарушений, а также денежные средства от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения коррупционных правонарушений (а не в бюджет Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, как в настоящее время).

Изменения касаются полномочий субъектов Российской Федерации по установлению нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов и сборов, неналоговых доходов в местные бюджеты. Так, при определении органами государственной власти субъекта Российской Федерации дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты от акцизов на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2 процента.

Также Закон распространяет порядок зачисления в бюджетную систему Российской Федерации платежей, поступающих в возмещение вреда, причиненного водным объектам, предусматривающий зачисление компенсации в бюджеты публично-правовых образований в зависимости от собственности пострадавших водных объектов, на платежи, поступающие по искам о возмещении вреда, причиненного водным биологическим ресурсам, за исключением случаев, когда указанный вред причинен на особо охраняемых природных территориях.

Согласно Закону, начиная с 2025 года субъекты Российской Федерации (муниципальные образования) смогут использовать экономию средств, предоставляемых в форме межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), на финансовое обеспечение реализации мероприятий региональных проектов, направленных на достижение целей, показателей и мероприятий (результатов) федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов.

Законом предусмотрена возможность реструктуризации государственного долга субъекта Российской Федерации с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам с установлением федеральным законом о федеральном бюджете (иными федеральным законами, регулирующими бюджетные правоотношения) оснований, условий и порядка списания задолженности субъектов Российской Федерации, в том числе при условии целевого направления средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, на поддержку инвестиций и на инфраструктурные проекты, включая компенсацию недопоступающих доходов, связанных с инвестиционным налоговым вычетом юридическому лицу, заключившему соглашение о реализации инвестиционного проекта, информация о котором включена в реестр инвестиционных проектов. При этом федеральным законом, регулирующим бюджетные правоотношения, могут быть установлены особенности направления средств, высвобождаемых в результате списания задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам в зависимости от уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации.

Данные нормы обусловлены подпунктом «г» пункта 11 Перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации
от 30 марта 2024 года № Пр-616 Правительству Российской Федерации обеспечить списание двух третей задолженности субъектов Российской Федерации по бюджетным кредитам, предоставленным из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, при условии целевого направления высвобождающихся средств на реализацию инфраструктурных проектов и поддержку инвестиций.

Вводится также возможность реструктуризации муниципального долга, которая может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга в случае установления законом субъекта Российской Федерации о бюджете оснований (иными законами субъекта Российской Федерации, регулирующими бюджетные правоотношения), условий и порядка списания задолженности муниципальных образований перед субъектом Российской Федерации по бюджетным кредитам.

Комитет отмечает, что в целях своевременной подготовки к использованию субъектами Российской Федерации в очередном финансовом году механизма частичного списания задолженности по бюджетным кредитам целесообразно Правительству Российской Федерации рассмотреть возможность подготовки нормативных правовых актов, предусматривающих сокращение сроков рассмотрения и согласования предлагаемых субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами государственной экспертизы.

Также Бюджетный кодекс Российской Федерации дополняется положениями об ограничении годового объема расходов бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования на исполнение в очередном финансовом году и каждом году планового периода обязательств, возникающих при исполнении концессионного соглашения и соглашения о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), а также по уплате лизинговых платежей по договору финансовой аренды (лизинга), на уровне не более 10 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) без учета объема безвозмездных поступлений, за исключением безвозмездных поступлений из федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации) в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при исполнении указанных соглашений, договоров финансовой аренды (лизинга), а также безвозмездных поступлений от публично-правовой компании «Фонд развития территорий». Принятыми поправками к проекту федерального закона данные нормы распространяются исключительно на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, являющиеся получателями дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в текущем финансовом году.

При этом также установлено, что если в бюджетах таких субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период объем указанных расходов превысил 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета, то субъект Российской Федерации (муниципальное образование) вправе осуществлять только принятые до 1 января очередного года обязательства, возникшие при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, а также обязательства по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) без принятия новых соответствующих обязательств.

Также в ходе второго чтения уточнено, что указанное ограничение не распространяется на концессионные соглашения, соглашения о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, договоры финансовой аренды (лизинга), заключенные до 1 января 2025 года.

Законом установлены также ограничения относительно объема государственного (муниципального) долга с учетом обязательств, вытекающих из концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве), а также договоров финансовой аренды (лизинга), одной из сторон которого является субъект Российской Федерации (муниципальное образование).

Порядок расчета обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном (муниципально-частном) партнерстве, обязательств по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга), в целях определения показателей государственного субъекта Российской Федерации и муниципального долга устанавливается Правительством Российской Федерации.

Поддерживая необходимость повышения качества организации бюджетного процесса, отмечая важность первоочередного осуществления субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями социально-значимых расходов и сокращения объема государственного долга субъектов Российской Федерации и муниципального долга, комитет полагает целесообразным рассмотреть вопрос о проведении Правительством Российской Федерации постоянного мониторинга объемов обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве (муниципально-частном партнерстве) и договоров финансовой аренды (лизинга), учитывая длительный характер указанных обусловленных обязательств.

Законом синхронизированы положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о возможности осуществления закупок сверх лимитов бюджетных обязательств и нормы Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», касающиеся возможности заключения контракта со встречными инвестиционными обязательствами (их максимальный срок действия не может превышать десять лет). В настоящее время такой контракт допускается заключать не только на поставку товаров, но и на оказание услуг, в связи с чем предусматриваются соответствующие уточнения Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с Законом данные контракты будет возможно заключать в пределах средств и на сроки, которые установлены решениями Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Законом также расширяются цели предоставления субсидий бюджетным и автономным учреждениям, с установлением возможности предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов (затрат) бюджетных и автономных учреждений в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг по ценам (тарифам), подлежащим в соответствии с законодательством Российской Федерации государственному регулированию, независимо от подведомственности и уровня публично-правового образования, создавшего учреждение, а также возможность заключения соглашений о предоставлении субсидий бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Уточняются отдельные положения Бюджетного кодекса Российской Федерации, касающиеся унификации и стандартизации предоставления субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам — производителям товаров, работ, услуг, в том числе в части возможности проведения отбора получателей субсидий наряду с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами «Электронный бюджет» (далее – информационная система «Электронный бюджет») также в иных государственных информационных системах при обеспечении информационного взаимодействия между такими системами с информационной системой «Электронный бюджет».

Кроме того, Законом предусматривается возможность определения конкретных получателей субсидии Правительством Российской Федерации не только в целях использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, но и в целях использования иных средств, зарезервированных в федеральном бюджете.

Расширяется перечень случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации за счет включения в него предоставления бюджетных ассигнований на проведение субъектами Российской Федерации мероприятий, связанных с ликвидацией последствий террористических актов и (или) с пресечением террористических актов правомерными действиями.

Закон предусматривает механизм формирования и утверждения перечня главных администраторов доходов федерального бюджета и перечня главных администраторов доходов бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации посредством информационной системы «Электронный бюджет». Данная новация направлена на упрощение процедуры формирования указанных перечней и внесения в них изменений, а также исключение дублирования информации при ведении перечня источников доходов. Также предусмотрено положение по установлению администраторами доходов бюджета регламентов реализации полномочий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет, пеням и штрафам по ним, разработанных в соответствии с общими требованиями, установленными Минфином России.

Законом к бюджетным полномочиям Минфина России отнесены проведение оценки объема бюджетных ассигнований федерального бюджета, предоставляемых на цели реализации инвестиционных проектов, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, для целей обеспечения мониторинга бюджетных обязательств, принимаемых в рамках реализации инвестиционных проектов, а также установление формы финансово-экономического обоснования решений, предлагаемых к принятию проектом акта Правительства Российской Федерации или проектом нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти, которые оказывают влияние на доходы или расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, и определение порядка ее заполнения. Исключается требование к осуществлению Минфином России методического обеспечения внутреннего финансового контроля как отдельного бюджетного полномочия. При этом разъяснения отдельных аспектов организации и осуществления внутреннего финансового контроля предоставляются Минфином России в рамках полномочия по нормативному (методическому) обеспечению осуществления внутреннего финансового аудита.

Изменения касаются также порядка составления проектов бюджетов. Так, в целях оптимизации состава документов и материалов, представляемых в Государственную Думу с проектом федерального закона о федеральном бюджете, прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период объединяется с предварительными итогами социально-экономического развития Российской Федерации за истекший период текущего финансового года и ожидаемыми итогами социально-экономического развития Российской Федерации за текущий финансовый год.

Также предусматривается, что Минфин России вносит в Правительство Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а Правительство Российской Федерации представляет в Государственную Думу указанный проект, проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год и плановый период (начиная с бюджетов на 2027 год и на плановый период 2028 и 2029 годов), проекты федеральных законов о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, а также проект федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с определяемыми Правительством Российской Федерации правилами обмена документами в электронной форме при организации информационного взаимодействия.

Согласно Закону, информация о финансовых и нефинансовых активах, обязательствах Российской Федерации, федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, об изменяющих их операциях и полученных финансовых результатах подлежит размещению в порядке, установленном Минфином России, в информационной системе «Электронный бюджет».

При этом продлевается предельный срок для поэтапного перехода от принятия главными администраторами доходов бюджета правовых актов о наделении полномочиями администратора доходов бюджета к формированию соответствующей информации в электронной форме в перечне источников доходов Российской Федерации в информационной системе «Электронный бюджет» с 1 января 2025 года до 1 января 2027 года.

Законом расширяется перечень оснований для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета (сводную бюджетную роспись бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете (федеральный закон о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), с установлением возможности перераспределения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение мероприятий по экстренному гуманитарному реагированию, доставке грузов гуманитарной помощи, эвакуации населения, ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Также полномочие по перераспределению средств федерального бюджета в пределах 10 процентов объема бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете распространяется на МЧС России как главного распорядителя средств федерального бюджета, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

Кроме того, согласно Закону, объем бюджетных ассигнований федерального бюджета для нужд Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период в размере суммы прогнозируемого объема доходов федерального бюджета от налога на доходы физических лиц, исчисляемого в соответствии с налоговой ставкой, установленной по доходам от долевого участия Налоговым кодексом Российской Федерации, в части прогнозируемого объема доходов, приходящейся на 2 процента ставки налога в отношении налоговых баз, превышающих 5 миллионов рублей.

Закон исключает положения о возможности направления Федеральным фондом обязательного медицинского страхования (далее – Фонд) остатков средств, образовавшихся в связи с неполным использованием бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение предоставления застрахованным лицам специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, оказываемой медицинскими организациями, функции и полномочия учредителей в отношении которых осуществляют Правительство Российской Федерации или федеральные органы исполнительной власти, в соответствии с едиными требованиями базовой программы обязательного медицинского страхования в ходе исполнения бюджета Фонда в отчетном году, в текущем году на завершение расчетов по оплате указанной медицинской помощи, оказанной в отчетном году, с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда. Направление указанных средств на те же цели с внесением соответствующих изменений в показатели сводной бюджетной росписи бюджета Фонда предусмотрено Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» и Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов».

В целях однозначности применения порядка перечисления денежных средств в качестве источников финансирования дефицита бюджета, а также сокращения сроков зачисления данных средств в бюджеты устанавливается, что поступления по источникам финансирования дефицита бюджета подлежат зачислению на единые счета соответствующих бюджетов (за исключением единого налогового платежа, авансового платежа, предусмотренного в отношении обязательных платежей правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, и денежного залога, предусмотренного правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании).

Вносятся изменения уточняющего характера в части регулирования вопросов казначейского сопровождения.

Уточняется определение публичных нормативных обязательств и участника казначейского сопровождения. К главным администраторам доходов отнесены иные организации, наделенные полномочиями главных администраторов доходов федерального бюджета. Уточняются отдельные положения, регулирующие классификацию расходов бюджетов, положения о принципе единства бюджетной системы, возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, доходов бюджетов от штрафов, неустоек, пеней, процентов и платежей, поступающих от реализации конфискованного имущества, компенсации ущерба, возмещения вреда окружающей среде. Изменения в части принятия решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет и о ее списании (восстановлении) касаются в том числе уточнения норм о признании задолженности гражданина безнадежной после завершения процедуры его банкротства.

Ряд изменений касается исполнения федерального бюджета в 2024 году.

Так, в ходе исполнения федерального бюджета в 2024 году в целях осуществления замены (замещения) государственных ценных бумаг Российской Федерации могут быть увеличены бюджетные ассигнования на погашение государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за счет увеличения объема поступлений от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте. Получателям средств федерального бюджета в 2024 году дается право открывать счета в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях в соответствии с разрешением Минфина России.

Также установлено, что в 2024 году Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона о федеральном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов не позднее 1 октября 2024 года.

В целях расширения механизма списания задолженности субъектов Российской Федерации предусматривается право Правительства Российской Федерации на списание задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по реструктурированным бюджетным кредитам в объеме страховых взносов, поступающих в бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также в объеме предоставленных субъектами Российской Федерации льгот по налогам в форме инвестиционного налогового вычета, в рамках реализации новых инвестиционных проектов, которые были одобрены до 1 января 2025 года, в сфере туристской деятельности. Порядок списания задолженности, методика расчета страховых взносов от реализации новых инвестиционных проектов, а также методика расчета предоставленных субъектами Российской Федерации льгот по налогам в целях реализации указанного положения определяются Правительством Российской Федерации.

На 2024 год продлевается норма, согласно которой суммы административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, подлежат зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов.

Также предусматривается признание безнадежной к взысканию и списание в 2024 году образовавшейся по состоянию на 1 июля 2022 года задолженности органов местного самоуправления, муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных, по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору. Решение о признании безнадежной к взысканию задолженности по административным штрафам, наложенным по результатам осуществления государственного контроля (надзора), и по исполнительскому сбору принимается администратором доходов бюджета в порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

К проекту федерального закона было внесено 67 поправок, из них 53 принято, в том числе 17 поправок, соавторами которых выступили сенаторы Российской Федерации.

Помимо изложенного выше, принятыми поправками предусмотрена возможность Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации привлекать бюджетный кредит на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и осуществлять размещение временно свободных средств при наличии резерва средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая полученные от размещения указанного резерва средств в течение текущего финансового года доходы.

Также предусмотрено положение, согласно которому в целях поддержки формирования долгосрочных сбережений федеральному бюджету могут быть предоставлены иные межбюджетные трансферты из бюджета Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации. Аналогичное изменение вносится в Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 236-ФЗ «О Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

При этом изменениями в Федеральный закон от 7 мая 1998 года
№ 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» предусмотрено увеличение периода, в течение которого осуществляется государственная поддержка формирования долгосрочных сбережений по договорам долгосрочных сбережений, заключенным физическим лицом с фондами, с трех до 10 лет, начиная с года, следующего за годом уплаты физическим лицом первого по дате уплаты сберегательного взноса. Также устанавливается обязанность администратора софинансирования предоставлять организации, определенной Правительством Российской Федерации в целях осуществления государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений, агрегированную по фондам информацию об объеме дополнительных стимулирующих взносов.

В целях в том числе увеличения продолжительности периода финансового планирования в Федеральном законе от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» закрепляется определение национального проекта как документа стратегического планирования, содержащего комплекс планируемых мероприятий, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений и обеспечивающих достижение национальных целей развития Российской Федерации и их целевых показателей, определенных Президентом Российской Федерации, а также иных общественно значимых результатов, задач и их показателей по решениям Президента Российской Федерации, уполномоченного Президентом Российской Федерации координационного органа. При этом регулируются вопросы определения национальных проектов и их перечня, периода их реализации, порядка разработки, реализации и завершения.

При этом в Бюджетном кодексе Российской Федерации уточняется определение бюджетного прогноза на долгосрочный период как документа, содержащего в числе показатели, характеризующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, наряду с показателями финансового обеспечения государственных (муниципальных) программ также показатели финансового обеспечения национальных проектов.

Изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусмотрено формирование и размещение Минфином России реестра обязательств, возникающих при исполнении концессионных соглашений, и реестра обязательств, возникающих при исполнении соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве, которые включают соответствующие обязательства перед юридическими лицами (индивидуальными предпринимателями) и формируются на основании сведений о реализуемых и реализованных на территории Российской Федерации концессионных соглашениях и соглашениях о государственно-частном партнерстве, соглашениях о муниципально-частном партнерстве.

Указанные сведения предоставляются субъектами Российской Федерации в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.

Перечни сведений об обязательствах, возникающих при исполнении концессионных соглашений, соглашений о государственно-частном партнерстве, соглашений о муниципально-частном партнерстве, и порядки ведения указанных реестров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» дополнен положением, согласно которому бюджетные учреждения могут осуществлять компенсацию расходов получателям средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетным учреждениям, являющимся заказчиками, заключившими контракты со встречными инвестиционными обязательствами, на основании соглашений о компенсации расходов, заключаемых с указанными получателями средств бюджета субъекта Российской Федерации, бюджетными учреждениями в порядке, установленном высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации.

Закон вступает в силу его положений со дня официального опубликования, за исключением отдельных норм, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу.

В частности, изменения в части зачисления налоговых доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации вступают в силу с 1 января 2025 года и применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».