Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (проект № 639656–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов“ (далее – Закон), принятый Государственной Думой 4 июля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации.

Закон направлен на финансовое обеспечение реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 29 февраля 2024 года (далее – Послание Президента Российской Федерации) и отдельных поручений Президента Российской Федерации, а также на уточнение распределения ряда межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, с учетом изменений законодательства, влияющих на поступление доходов федерального бюджета и фактической динамики поступления доходов в 2024 году.

Законом вносятся изменения в Федеральный закон от 27 ноября 2023 года № 540-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» (далее — Закон № 540-ФЗ) в части показателей, утвержденных на 2024 год. Изменения показателей планового периода 2025 и 2026 годов будут отражены в проекте федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Изменение параметров федерального бюджета, установленных на 2024 год, обусловлено уточнением показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации с учетом предварительных итогов социально-экономического развития Российской Федерации за 2023 год, в том числе более быстрыми темпами роста деловой активности, высоким потребительским и инвестиционным спросом при нарастающих производственных ограничениях и повышенной динамикой инфляции по сравнению с учтенной в параметрах Закона № 540-ФЗ (соответственно 5,1% и 4,5%). Прогнозируемый объем валового внутреннего продукта фиксируется в размере 191 437 млрд рублей, что выше по сравнению с показателем, установленным Законом № 540-ФЗ, на 6,4%. В части внешних факторов скорректирован уровень цен на нефть с учетом тенденций изменения структуры мирового энергетического рынка и продолжающегося санкционного давления на российскую экономику с соответствующей корректировкой прогноза по курсу рубля в сторону ослабления.

В соответствии с Законом доходы федерального бюджета в 2024 году составят 35 062,5 млрд рублей с уменьшением на 2,8 млрд рублей по сравнению с суммой, установленной Законом № 540-ФЗ, то есть фактически они останутся на том же уровне. По отношению к ВВП доля доходов федерального бюджета в 2024 году составит 18,3% и уменьшится на 1,2 процентных пункта за счет снижения доли как нефтегазовых, так и ненефтегазовых доходов.

Необходимость изменения прогноза поступлений доходов федерального бюджета, положенного в основу Закона № 540-ФЗ, связана с изменением основных параметров прогноза социально-экономического развития, принятием отдельных решений и изменением законодательства Российской Федерации, а также с фактической динамикой поступления доходов федерального бюджета за истекший период 2024 года.

Позитивная динамика доходов федерального бюджета в первой половине 2024 года (по состоянию на 1 мая 2024 года доходы выросли в номинальном выражении на 50,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) нивелируется тем, что при формировании уточненной оценки исключены доходы федерального бюджета, зачисленные или подлежащие зачислению в резервный фонд Правительства Российской Федерации путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись, а также влиянием изменений законодательства Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, принятых после вступления в силу Закона № 540-ФЗ.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2024 году ожидаются
в сумме 10 985,3 млрд рублей (5,7% к ВВП), что на 4,5% меньше ранее прогнозировавшегося значения. Снижение ожидаемого поступления нефтегазовых доходов по сравнению с уровнем, учтенным в Законе № 540-ФЗ, в значительной степени связано с изменением показателей прогноза социально-экономического развития (цены на нефть, используемой для расчета налогов, цены на газ, а также курса доллара США по отношению к рублю). Влияние указанного снижения на сбалансированность федерального бюджета нейтрализуется «бюджетным правилом».

Ненефтегазовые доходы федерального бюджета в 2024 году оцениваются в объеме 24 077,2 млрд рублей (12,6% к ВВП), что на 2,2% больше ранее прогнозировавшегося значения. Рост поступлений ненефтегазовых доходов ожидается преимущественно за счет роста поступления основных налогов и таможенных платежей (внутреннего и ввозного налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на прибыль организаций и ввозных таможенных пошлин).

Общий объем расходов федерального бюджета устанавливается в сумме 37 182,6 млрд рублей, что выше объема, зафиксированного Законом № 540-ФЗ, на 522,0 млрд рублей. Увеличение расходов предусматривается за счет увеличения ненефтегазовых доходов и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации. Закон содержит следующие изменения в части расходов федерального бюджета:

— на реализацию Послания Президента Российской Федерации предусмотрены расходы в объеме 159 168,6 млн рублей, в том числе
66 200,0 млн рублей – дополнительно на реализацию программы «Семейная ипотека» с учетом ее продления; 47 823,3 млн рублей – дополнительно
на реализацию меры государственной поддержки «Выплата в размере 450 тыс. рублей» с учетом ее продления; 33 163,7 млн рублей –обеспечение увеличения с 1 марта 2024 года ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам образовательных организаций в малых населенных пунктах; 9 350,0 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований в целях финансирования проектов, направленных на обеспечение доступа к высокоскоростному интернету (ООО «Бюро 1440»);
1 500,0 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований в целях обеспечения реализации начиная с 1 сентября 2024 года пилотного проекта, направленного на повышение оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин; 1 131,6 млн рублей — обеспечение введения с 1 сентября 2024 года ежемесячной выплаты советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в государственных и муниципальных общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях;

— увеличение объемов бюджетных ассигнований в связи с изменением основных параметров прогноза социально-экономического развития в объеме 184 496,8 млн рублей, в том числе: 42 237,5 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений, определенных указами Президента Российской Федерации; 22 295,2 млн рублей — реализация мероприятий по исполнению обязательств перед иностранными государствами;
21 384,7 млн рублей — курсовая разница с учетом изменения прогнозного среднегодового курса доллара США; 21 337,6 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением высокоскоростного доступа образовательных организаций и избирательных комиссий к сети «Интернет» с использованием единой защищенной сети передачи данных; 19 153,9 млн рублей — оказание финансовой поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации;
18 864,9 млн рублей — реализация мероприятий Федерального дорожного фонда; 12 835,7 млн рублей — отдельные субсидии юридическим лицам, предоставляемые в пределах поступления отдельных доходов федерального бюджета; 10 588,9 млн рублей — резервирование бюджетных ассигнований в целях повышения заработной платы работников органов внутренних дел;

— на реализацию отдельных поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации предусмотрено увеличение объема бюджетных ассигнований в объеме 179 296,9 млн рублей, в том числе: 140 000,0 млн рублей — резервный фонд Правительства Российской Федерации, в рамках государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков»; 18 143,9 млн рублей — ежемесячные денежные выплаты ветеранам в связи с увеличением численности получателей денежной выплаты из числа ветеранов боевых действий (членов их семей); 14 983,7 млн рублей — предоставление субсидии энергосбытовой организации, уполномоченной Правительством Российской Федерации на осуществление купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей поставки электрической энергии (мощности) на территориях воссоединенных субъектов Российской Федерации;

— при этом предусмотрено уменьшение бюджетных ассигнований на реализацию иных мероприятий в объеме 989,9 млн рублей.

Согласно приложению 171 к Закону изменение бюджетных ассигнований по государственным программам Российской Федерации (далее – госпрограммы) составит 386 260,9 млн рублей, по непрограммным направлениям деятельности – 128 825,5 млн рублей.

Законом предусматривается изменение объемов финансирования по 43 госпрограммам, в том числе по 42 госпрограммам объемы финансирования увеличены и по одной госпрограмме (»Охрана окружающей среды») сокращены на 679,7 млн рублей.

Наибольшее увеличение бюджетных ассигнований предусмотрено по двум госпрограммам: «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (на 145 759,7 млн рублей, или на 5,0%), «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (на 114 192,6 млн рублей, или на 14,9%). Кассовое исполнение по этим госпрограммам составило на 1 мая 2024 года 26,4% и 52,4% соответственно.

Увеличение бюджетных ассигнований на госпрограмму «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» обусловлено резервированием бюджетных ассигнований в размере 140 000,0 млн рублей на реализацию отдельных поручений Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации.

Значительное увеличение бюджетных ассигнований на 14 856,7 млн рублей (или на 41,7%) на реализацию госпрограммы «Развитие энергетики» обусловлено резервированием средств на предоставление субсидии указанной выше энергосбытовой организации.

Бюджетные ассигнования на реализацию госпрограммы «Социально-экономическое развитие Калининградской области» увеличиваются на 4 474,3 млн рублей (или на 17,3%) для предоставления субвенции бюджету Калининградской области на обеспечение поддержки юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области.

Не предусматриваются изменения бюджетных ассигнований по шести госпрограммам: «Развитие авиационной промышленности», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений», «Развитие Северо-Кавказского федерального округа», «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя».

Самое низкое кассовое исполнение на 1 мая 2024 года зафиксировано по госпрограмме «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности» (2,2%). При этом объем финансирования по данной госпрограмме увеличивается на 1,3 млн рублей.

Также низкий уровень кассового исполнения отмечается по следующим госпрограммам: «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений» (12,2%), «Реализация государственной национальной политики» (13,0%), «Развитие энергетики» (13,8%), «Содействие международному развитию» (14,2%), «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» (19,2%).

Согласно пояснительной записке внесение предлагаемых изменений в распределение бюджетных ассигнований на реализацию госпрограмм не приводит к ухудшению их параметров и (или) их структурных элементов.

В части непрограммных направлений деятельности основные изменения касаются направлений «Реализация функций иных федеральных органов государственной власти» и «Развитие пенсионной системы Российской Федерации». По ним предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 131 889,3 млн рублей (в том числе резервирование бюджетных ассигнований в целях финансирования проектов, направленных на обеспечение доступа к высокоскоростному интернету (ООО «Бюро 1440») и в целях реализации мероприятий, связанных с обеспечением высокоскоростного доступа образовательных организаций и избирательных комиссий к сети «Интернет» с использованием единой защищенной сети передачи данных) и 
2 744,6 млн рублей соответственно.

Дефицит федерального бюджета устанавливается в сумме 2 120,1 млрд рублей, что выше объема, определенного в Законе № 540-ФЗ, на 524,7 млрд рублей.

Источники финансирования дефицита увеличиваются по сравнению с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ, на планируемую в 2024 году сумму увеличения размера дефицита федерального бюджета.

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета по сравнению с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ, увеличиваются на 594,7 млрд рублей. Изменения связаны с уменьшением объемов привлечения государственных ценных бумаг Российской Федерации на 146,4 млрд рублей и объема возврата бюджетных кредитов на 32,3 млрд рублей в связи с непогашением задолженности по бюджетным кредитам бюджетов субъектов Российской Федерации в объеме 2/3 от графика погашения в 2024 году при изменении остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета для зачисления дополнительных нефтегазовых доходов на 767,4 млрд рублей и увеличении поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации, на 5,76 млрд рублей.

Источники внешнего финансирования дефицита по сравнению
с показателем, утвержденным Законом № 540-ФЗ, снижаются на 70,0 млрд рублей в основном за счет изменения объемов предоставления и возврата по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам.

Кроме того, изменяется уровень государственного долга. Общий объем государственного долга Российской Федерации на 1 января 2025 года устанавливается в сумме 32 853,9 млрд рублей, что выше показателя, установленного Законом № 540-ФЗ, на 351,4 млрд рублей.

Верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января 2025 года устанавливается в сумме 26 680,4 млрд рублей, что выше показателя, установленного Законом № 540-ФЗ, на 42,9 млрд рублей, а верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации — в сумме 6 173,5 млрд рублей (63,0 млрд долларов США, или 56,7 млрд евро), что выше показателя, установленного Законом № 540-ФЗ, на 308,5 млрд рублей. При этом динамика показателей внешнего долга в иностранной валюте отрицательная (снижение на 1,0 млрд долларов США, или на 0,9 млрд евро).

За счет курсовой разницы прогнозируется объем средств Фонда национального благосостояния в сумме 11 510,4 млрд рублей, что выше объема, прогнозируемого при формировании Закона № 540-ФЗ, на 319,7 млрд рублей.

Также предусмотрено изменение распределения ряда межбюджетных трансфертов, установленного в приложении 31 к Закону № 540-ФЗ.

В частности, увеличивается объем бюджетных ассигнований на предоставление иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с обеспечением увеличения с 1 марта 2024 года размера ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство (кураторство) педагогическим работникам государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального и среднего (среднего профессионального) образования, на 32 906,8 млн рублей в связи с реализацией Послания Президента Российской Федерации.

Предусматривается также увеличение объема бюджетных ассигнований на предоставление ряда субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в связи с изменением параметров прогноза социально-экономического развития, перераспределение объемов субсидий и субвенций между регионами-получателями без изменения общего объема в связи с изменением численности получателей выплат и фактическим использованием предоставленных средств, в том числе для опережающих темпов строительства объектов.

Кроме того, устанавливается распределение иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение выплат ежемесячного денежного вознаграждения советникам директоров по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями образовательных организаций на 2024 год в связи с установлением начиная
с 1 сентября 2024 года ежемесячной федеральной выплаты указанным лицам в размере 5 тыс. рублей.

В целях исполнения пункта перечня поручения Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации, утвержденного 30 марта 2024 года № Пр-616, предусматривается, что в 2024 году не подлежит погашению две трети задолженности субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам исходя из действующих на 1 марта 2024 года графиков погашения задолженности по таким кредитам, за исключением задолженности по инфраструктурным бюджетным кредитам, кредитам на пополнение остатка средств на едином счете бюджета и по бюджетным кредитам за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет по ставке 3% годовых. При этом, согласно Закону, указанная задолженность будет списываться, начиная с 2025 года.

В ходе рассмотрения во втором чтении проекта федерального закона в Государственной Думе принята поправка, предусматривающая увеличение бюджетных ассигнований на 650 млн рублей на реализацию образовательных программ высшего образования межгосударственным образовательным организациям высшего образования в образовательных организациях в странах Содружества Независимых Государств за счет ранее зарезервированных средств.

Положения Закона вступают в силу со дня его официального опубликования.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон
„О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов“.