Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 217 и 284.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 518220–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 217 и 2842 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»
(далее – Закон), принятый Государственной Думой 21 мая 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан депутатами Государственной Думы В.В. Гутеневым и А.С. Дроздовым в целях предоставления возможности физическим лицам, являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, переоформить на себя российские активы, которыми они владеют через иностранные организации (иностранные структуры без образования юридического лица), в отношении которых такие физические лица являлись контролирующими лицами и (или) учредителями (далее – контролируемые иностранные компании), если они не успели
это сделать в 2022 и 2023 годах в связи с противодействием со стороны лиц
из недружественных стран.

Закон продлевает на 2024 год действие льготы по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в виде освобождения от налогообложения доходов физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации, возникающих в случае переоформления на себя этими физическими лицами российских активов, которыми они владеют через контролируемые иностранные компании.

Законом уточняется порядок исчисления определяемого в целях освобождения от обложения НДФЛ срока нахождения имущества, акций (долей в уставном капитале) российских организаций в собственности физического лица, являющегося налоговым резидентом Российской Федерации и получившего указанные активы от его контролируемой иностранной компании. Законом предусматривается возможность включения в данный срок также срока владения такой контролируемой иностранной компанией указанными активами. При этом учету подлежит только срок, в течение которого такое физическое лицо непрерывно
до момента получения указанных активов являлось контролирующим лицом и (или) учредителем этой контролируемой иностранной компании. Данное правило распространяется Законом на правоотношения, возникшие
с 1 января 2024 года.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, регламентирующих особенности применения «нулевой» ставки налога на прибыль организаций
при реализации или ином выбытии (в том числе погашении) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций, внесенных
в уставный капитал юридического лица физическим лицом, владеющим ими через контролируемую иностранную компанию.

В целях применения указанной льготы Законом определяется срок фактического владения налогоплательщиком такими акциями (долями участия в уставном капитале), включающий также:

— непрерывный срок нахождения этих активов в собственности контролируемой иностранной компании, но не более срока, в течение которого указанное физическое лицо непрерывно до момента их получения являлось контролирующим лицом и (или) учредителем этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица);

— непрерывный срок нахождения таких активов в собственности указанного физического лица до момента их передачи налогоплательщику.

Кроме того, согласно Закону данная льгота предоставляется
при условии, если на момент реализации или иного выбытия (в том числе погашения) акций (долей участия в уставном капитале) российских организаций указанное физическое лицо непрерывно является единственным акционером (участником) налогоплательщика с момента внесения таких акций (долей участия в уставном капитале) в уставный капитал налогоплательщика.

Новые правила по налогу на прибыль будут распространяться
на правоотношения, возникшие с 1 января 2024 года.

Вместе с тем, по мнению комитета, при реализации Закона возможны риски снижения поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. В связи с этим комитет считает необходимым осуществлять мониторинг практики применения норм Закона.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии
со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 217 и 2842 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».