Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 564179–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 21 мая 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации.

Закон определяет особенности постановки на учет в налоговом органе иностранных лиц, через электронные торговые площадки которых реализуются товары налогоплательщиков государств — членов Евразийского экономического союза (далее — ЕАЭС), возможности использования личного кабинета налогоплательщика иностранным лицом государства-члена ЕАЭС для представления налоговой декларации и иных документов, получения от налогового органа документов (информации), а также устанавливает обязанность представлять документы и сведения по форматам, утверждаемым ФНС России.

Законом устанавливается механизм взимания налога на добавленную стоимость (далее – НДС) по стране назначения товаров ЕАЭС при их реализации через электронные торговые площадки российским физическим лицам.

В настоящее время реализация налогоплательщиками ЕАЭС товаров через электронные торговые площадки российским физическим лицам на территории Российской Федерации НДС не облагается. В то же время в странах ЕАЭС, при реализации российскими продавцами товаров через электронные торговые площадки, НДС взимается. В целях создания равных условий налогообложения при торговле товарами посредством электронных торговых площадок Закон устанавливает, что местом реализации товаров продавцами стран ЕАЭС через электронные торговые площадки признается территория Российской Федерации, если товар в момент его получения покупателем — физическим лицом, находится на территории Российской Федерации.

Также Законом предусматривается предоставление права российским налогоплательщикам на вычет сумм НДС, предъявленных поставщиками товаров для реализации этих товаров через электронные торговые площадки физическим лицам, получающим такие товары в других государствах-членах ЕАЭС.

Кроме этого, Закон устанавливает право российских налогоплательщиков принять к вычету исчисленные в течение 2023 года и первого полугодия 2024 года и уплаченные в бюджеты других государств — членов ЕАЭС суммы НДС, установленные законодательством этих государств, при реализации товаров через электронные торговые площадки покупателям — физическим лицам этих государств.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к законопроекту потери федерального бюджета могут составить около 2 млрд. рублей, которые будут компенсированы за счет НДС, уплаченного иностранными организациями при реализации товаров покупателям — физическим лицам на территории Российской Федерации через электронные торговые площадки.

Закон вступает в силу с 1 июля 2024 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования. Отдельные положения статей Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Закона будут применяться с 1 января 2025 года.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации».