Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 512729–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 9 апреля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования государственного регулирования оборота табачной и никотинсодержащей продукции и перехода на уплату акциза на такую продукцию на основании данных государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации.

Законом предусматривается замена акцизных марок на федеральные специальные марки и учетно-контрольные специальные марки, которые
в обязательном порядке подлежат нанесению на упаковку табачной
и подакцизной никотинсодержащей продукции. Введение учетно-контрольных специальных марок направлено также на сохранение полномочий таможенных органов по администрированию сумм акцизов
в отношении ввозимых из стран-членов Евразийского экономического союза указанных подакцизных товаров.

Законом закрепляются нормы, позволяющие обеспечить контроль
за правильностью определения налоговой базы по акцизам в отношении табачной и никотинсодержащей продукции. В частности, Законом устанавливается приоритетное применение данных информационной системы мониторинга в случаях, если налоговая база, определенная налогоплательщиком, менее объема реализованных за соответствующий налоговый период указанных подакцизных товаров и (или) менее
их расчетной стоимости, отраженных в государственной информационной системе мониторинга.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, направленных, в частности, на поддержку отечественного виноделия. Так, с 1 мая 2024 года Законом снижаются
на 15,6% ставки акцизов на игристые вина (включая российское шампанское), а также корректируются ставки акцизов на крепленое (ликерное) вино и крепленое вино наливом, которые будут рассчитываться за 1 литр продукции, а не за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в товаре, как это предусматривалось Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую
и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Помимо этого, организации, осуществляющие на территории Российской Федерации производство крепленых (ликерных) вин и крепленых вин наливом, освобождаются Законом от уплаты авансового платежа акциза.

Законом также устанавливаются особенности принятия к вычету сумм акциза производителями алкогольной продукции. Вводится повышающий коэффициент, равный 3 и применяемый при исчислении акциза на вина, игристые вина, включая российское шампанское,
для производства которых использовались приобретенные у российских лиц виноматериалы (за исключением крепленого вина наливом). Причем
в отношении акциза на вина, игристые вина (шампанское), которые будут реализовываться с 1 мая 2024 года и при изготовлении которых использовались виноматериалы, приобретенные до 1 января 2020 года
(то есть до момента отнесения их к категории подакцизных товаров), вводится понижающий коэффициент. Уточняются размеры коэффициента Кв, позволяющие сохранить эффективную ставку акциза на российскую винодельческую продукцию из выращенного на территории Российской Федерации винограда, в отношении которого применяется налоговый вычет по акцизам.

Кроме того, Законом предусматривается увеличение на период
с 1 июня по 31 декабря 2024 года ставки налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) при добыче драгоценных металлов, содержащих золото, на повышающий коэффициент (Кдрм) в размере
78 000 рублей за 1 кг золота. Данная мера направлена на компенсацию выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в размере 15 млрд рублей, возникающих в связи с отсутствием в 2024 году запланированного экспорта драгоценных металлов, содержащих золото.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».