Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (проект № 412057–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 апреля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, С.Н.Рябухиным, М.М.Ульбашевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, А.Н.Свистуновым и другими, в целях реализации обязательного с 1 января 2030 года перехода системно значимых кредитных организаций (далее – СЗКО) на применение модельного подхода к оценке кредитных рисков, основанного на расчете внутренних рейтингов (далее – модельный подход).

В настоящее время СЗКО могут применять модельный подход в добровольном порядке на основании полученного ими разрешения Банка России. Модельный подход позволяет внедрять в процессы кредитования эффективные методы оценки и управления кредитным риском, основанные на математических и статистических моделях, и является более чувствительным к оценке кредитного риска применительно к расчету регулятивного капитала, необходимого для его покрытия, чем стандартизированный подход. По состоянию на 1 марта 2024 года разрешение Банка России на использование модельного подхода имеют 4 из 13 СЗКО: ПАО Сбербанк, АО «Райффайзенбанк», АО «Альфа-Банк», Банк ВТБ (ПАО).

Федеральный закон устанавливает обязанность для всех СЗКО по применению модельного подхода с 1 января 2030 года с учетом требуемого СЗКО времени на предварительную подготовку и получение соответствующих разрешений Банка России.

В соответствии с Федеральным законом Банк России устанавливает требования к банковским методикам управления рисками и моделям количественной оценки рисков, к параметрам риска и к качеству используемых в этих моделях данных, применяемым кредитной организацией (банковской группой) в целях оценки активов, расчета нормативов достаточности собственных средств (капитала) и иных обязательных нормативов, к параметрам риска и качеству используемых в этих моделях данных, а также к порядку расчета величины рисков с применением указанных методик и моделей.

Также в соответствии с Федеральным законом Банк России устанавливает виды активов и минимальную долю активов, в отношении которых кредитная организация применяет банковские методики и модельные подходы, а также проводит регуляторную оценку (валидацию) и последующий надзор за применением модельного подхода банками, получившими разрешение на его применение на добровольной основе. В случае выявления несоответствия банковских методик управления рисками и моделей количественной оценки рисков установленным требованиям к их качеству Банк России вправе потребовать приведения указанных методик и моделей в соответствие с указанными требованиями и (или) установить повышенные значения параметров риска.

Федеральным законом признаются утратившими силу ряд положений Федерального закона № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», регулирующих вопросы, касающиеся порядка уменьшения или отчуждения доли участия Банка России в уставном капитале ПАО Сбербанк в связи с прекращением участия Банка России в его капитале.

Также Федеральным законом предоставляется право Банку России на постоянной основе осуществлять реализацию памятных и инвестиционных монет из драгоценных металлов Государственному фонду драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации по отпускным ценам Банка России.

Кроме того, Федеральный закон вносит изменения, допускающие возможность использования средств пенсионного фонда Банка России для дополнительного пенсионного обеспечения служащих Банка России с привлечением третьих лиц, в том числе негосударственных пенсионных фондов.

Комитет отмечает, что реализация Федерального закона окажет положительный эффект на совершенствование систем управления кредитными рисками СЗКО, на долю которых приходится 78% совокупных активов российского банковского сектора, и, как следствие, на повышение их финансовой устойчивости и надежности банковской системы в целом.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“.