Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 102 и 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 19 марта 2024 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации норм Федерального закона от 19 декабря 2023 года № 600-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и направлен на совершенствование порядка предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).
Закон вводит следующие новые налоговые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан:
— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату негосударственной пенсии не ранее достижения получателем пенсионного возраста;
— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом;
— в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на его индивидуальный инвестиционный счет (далее – ИИС), открытый начиная с 1 января 2024 года;
— в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС, открытом начиная с 1 января 2024 года.
Указанные налоговые вычеты будут
предоставляться в совокупности в пределах 400 тыс. рублей в год, за исключением
вычета в сумме положительного финансового результата, максимальный размер
которого составит 30 млн рублей за налоговый период по всем договорам на ведение ИИС, прекращенным в одном налоговом периоде. Условиями предоставления
налоговых льгот будут соответственно: факт получения негосударственной пенсии,
основания назначения выплат по договору долгосрочных сбережений наступают не ранее 10 лет с даты его заключения и срок действия договора на ведение ИИС
составляет не менее 10 лет
(в переходный период 2024–2026 годов – не менее 5 лет с последующим ежегодным
повышением срока на 1 год вплоть до 10 лет). На вычеты, связанные с внесением
налогоплательщиком сумм пенсионных, сберегательных взносов и внесением денежных
средств на ИИС, также будет распространяться упрощенный порядок предоставления.
Законом сохраняются действующие
инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ в отношении договоров на ведение ИИС,
заключенных
до 31 декабря 2023 года. При этом Законом исключается инвестиционный налоговый
вычет по НДФЛ в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных
эмитентов, за исключением выпущенных по праву государства-члена Евразийского
экономического союза ценных бумаг иностранных эмитентов, зарегистрированных в таком государстве.
При рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, предусматривающих, в частности, освобождение с 1 января 2024 года от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по формированию долгосрочных сбережений.
Законом также устанавливается обязанность налогового агента или негосударственного пенсионного фонда сообщать в налоговый орган о факте и сумме выплаты по поручению налогоплательщика денежных средств, учитываемых на его индивидуальном инвестиционном счете, и (или) денежных средств из денежных (выкупных) сумм при расторжении договора с негосударственным пенсионным фондом. Помимо этого, негосударственные пенсионные фонды обязываются Законом сообщать информацию о фактах заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, договоров долгосрочных сбережений, их расторжения с указанием суммы взносов, уплаченных по расторгнутым договорам, а также о фактах назначения выплат по таким договорам в налоговый орган по месту своего нахождения (данная норма вступит в силу с 1 января 2025 года).
Одновременно Законом предусматривается ответственность негосударственных пенсионных фондов за предоставление недостоверных сведений в налоговый орган в рамках упрощенной процедуры предоставления налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан.
Кроме того, Законом вносятся
корреспондирующие изменения, предусматривающие особенности определения доходов
и расходов негосударственных пенсионных фондов в целях исчисления налога на прибыль организаций. В частности, исключаются из налоговой базы доходы,
полученные в виде гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных резервов
либо в связи с переводом гарантийного возмещения в другой фонд-участник
негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 555-ФЗ
«О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках
деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию
долгосрочных сбережений», а также исключаются взносы по договорам долгосрочных
сбережений. Закон включает в состав прочих расходов при исчислении прибыли
организации сумм гарантийных взносов, уплаченных в фонд гарантирования
пенсионных резервов.
Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 102 и 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».