Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 102 и 126.2 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 462670–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 102 и 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 19 марта 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации норм Федерального закона от 19 декабря 2023 года № 600-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и направлен на совершенствование порядка предоставления инвестиционных налоговых вычетов по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Закон вводит следующие новые налоговые вычеты по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан:

— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде пенсионных взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, предусматривающим выплату негосударственной пенсии не ранее достижения получателем пенсионного возраста;

— в сумме уплаченных налогоплательщиком в налоговом периоде сберегательных взносов по договорам долгосрочных сбережений, заключенным налогоплательщиком с негосударственным пенсионным фондом;

— в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на его индивидуальный инвестиционный счет (далее – ИИС), открытый начиная с 1 января 2024 года;

— в сумме положительного финансового результата, полученного по операциям, учитываемым на ИИС, открытом начиная с 1 января 2024 года.

Указанные налоговые вычеты будут предоставляться в совокупности в пределах 400 тыс. рублей в год, за исключением вычета в сумме положительного финансового результата, максимальный размер которого составит 30 млн рублей за налоговый период по всем договорам на ведение ИИС, прекращенным в одном налоговом периоде. Условиями предоставления налоговых льгот будут соответственно: факт получения негосударственной пенсии, основания назначения выплат по договору долгосрочных сбережений наступают не ранее 10 лет с даты его заключения и срок действия договора на ведение ИИС составляет не менее 10 лет
(в переходный период 2024–2026 годов – не менее 5 лет с последующим ежегодным повышением срока на 1 год вплоть до 10 лет). На вычеты, связанные с внесением налогоплательщиком сумм пенсионных, сберегательных взносов и внесением денежных средств на ИИС, также будет распространяться упрощенный порядок предоставления.

Законом сохраняются действующие инвестиционные налоговые вычеты по НДФЛ в отношении договоров на ведение ИИС, заключенных
до 31 декабря 2023 года. При этом Законом исключается инвестиционный налоговый вычет по НДФЛ в отношении доходов от продажи ценных бумаг иностранных эмитентов, за исключением выпущенных по праву государства-члена Евразийского экономического союза ценных бумаг иностранных эмитентов, зарегистрированных в таком государстве.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, предусматривающих, в частности, освобождение с 1 января 2024 года от обложения налогом на добавленную стоимость услуг по формированию долгосрочных сбережений.

Законом также устанавливается обязанность налогового агента или негосударственного пенсионного фонда сообщать в налоговый орган о факте и сумме выплаты по поручению налогоплательщика денежных средств, учитываемых на его индивидуальном инвестиционном счете, и (или) денежных средств из денежных (выкупных) сумм при расторжении договора с негосударственным пенсионным фондом. Помимо этого, негосударственные пенсионные фонды обязываются Законом сообщать информацию о фактах заключения договоров негосударственного пенсионного обеспечения, договоров долгосрочных сбережений, их расторжения с указанием суммы взносов, уплаченных по расторгнутым договорам, а также о фактах назначения выплат по таким договорам в налоговый орган по месту своего нахождения (данная норма вступит в силу с 1 января 2025 года).

Одновременно Законом предусматривается ответственность негосударственных пенсионных фондов за предоставление недостоверных сведений в налоговый орган в рамках упрощенной процедуры предоставления налоговых вычетов на долгосрочные сбережения граждан.

Кроме того, Законом вносятся корреспондирующие изменения, предусматривающие особенности определения доходов и расходов негосударственных пенсионных фондов в целях исчисления налога на прибыль организаций. В частности, исключаются из налоговой базы доходы, полученные в виде гарантийных взносов в фонд гарантирования пенсионных резервов либо в связи с переводом гарантийного возмещения в другой фонд-участник негосударственных пенсионных фондов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2022 года № 555-ФЗ
«О гарантировании прав участников негосударственных пенсионных фондов в рамках деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению и формированию долгосрочных сбережений», а также исключаются взносы по договорам долгосрочных сбережений. Закон включает в состав прочих расходов при исчислении прибыли организации сумм гарантийных взносов, уплаченных в фонд гарантирования пенсионных резервов.

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 102 и 1262 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».