Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 372029–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 19 марта 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.Н. Свистуновым и другими, а также сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, М.М. Ульбашевым, С.Н. Рябухиным, А.В. Шендерюком-Жидковым.

Федеральный закон разработан в целях повышения защищенности инвесторов – физических лиц на финансовом рынке.

Так, Федеральным законом продлевается на один год (до 1 апреля 2025 года) запрет на заключение кредитными или некредитными финансовыми организациями договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (далее – ПФИ), с неквалифицированными инвесторами. При этом также на один год (до 1 апреля 2025 года) продлевается возможность заключения договоров на покупку ценных бумаг со структурным доходом с неквалифицированным инвестором при условии наличия у него положительного результата тестирования, проведенного в соответствии с базовым стандартом, разработанным соответствующей саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка.

Кроме того, Федеральным законом уточняется регулирование деятельности по заключению договоров, являющихся ПФИ, с физическими лицами за свой счет не на биржевом рынке.

В этой связи предусматривается, что деятельность по заключению с физическими лицами краткосрочных договоров, являющихся ПФИ, должна осуществляться на основе лицензии форекс-дилера, а деятельность по заключению иных договоров ПФИ на основе лицензии дилера.

В этой связи Федеральным законом уточняются понятия деятельности форекс-дилера и дилерской деятельности.

Согласно Федеральному закону дилерской деятельностью признается:

совершение сделок купли-продажи ценных бумаг и (или) заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (за исключением договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, базисным активом которых является товар), от своего имени и за свой счет на организованных торгах;

совершение сделок купли-продажи ценных бумаг и (или) заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, от своего имени и за свой счет на регулярной основе не на организованных торгах с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, за исключением договоров, по которым обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств, подлежащих исполнению стороной или сторонами таких договоров, наступает ранее третьего дня после дня его заключения.

При этом дилером может быть только юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, а также государственная корпорация, если для такой корпорации возможность осуществления дилерской деятельности установлена федеральным законом, на основании которого она создана.

В свою очередь, деятельностью форекс-дилера признается деятельность по заключению от своего имени и за свой счет с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, не на организованных торгах:

договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, по которым обязанность исполнения (прекращения иным способом) обязательств, подлежащих исполнению стороной или сторонами таких договоров, наступает ранее третьего дня после дня его заключения, и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения;

двух и более договоров, предметом которых является иностранная валюта, валютная пара, ценные бумаги, товары, в том числе драгоценные металлы, срок исполнения обязательств по которым совпадает, кредитор по обязательству в одном из которых является должником по аналогичному обязательству в другом договоре и условием заключения которых является предоставление форекс-дилером физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, возможности принимать на себя обязательства, размер которых превышает размер предоставленного этим физическим лицом форекс-дилеру обеспечения.

В целях более эффективного управления рисками инвесторов также предусматривается снижение максимального размера встроенного в краткосрочные договоры ПФИ финансового плеча, предоставляемого форекс-дилером физическим лицам, не признанным квалифицированными инвесторами, с 50 до 30, за исключением договоров, базисным активом или предметом которых являются иностранная валюта или валютные пары. По договорам ПФИ с неквалифицированными инвесторами, базисным активом по которым являются иностранная валюта или валютные пары, предусматривается поэтапное снижение максимального размера встроенного в краткосрочные договоры ПФИ финансового плеча, с 50 до 40 — с момента вступления в силу Федерального закона и до 30 — с 1 января 2027 года. Для квалифицированных инвесторов размер финансового плеча остается равным 50.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 2 Федерального закона, которая вступает в силу со дня официального опубликования Федерального закона.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и статью 11 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».