Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О кредитных историях» и Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» (проект № 341256–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 20 февраля 2024 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы А.Г.Аксаковым, К.М.Бахаревым, А.Н.Свистуновым и другими в целях предупреждения мошеннических действий по получению потребительских кредитов (займов) третьими лицами.

Федеральным законом вводится механизм установления гражданином добровольного запрета (снятие запрета) на заключение с ним договоров потребительского кредита (займа) (далее – договоров). Запрет (снятие запрета) распространяется на все договоры, заключаемые гражданином с кредитными и микрофинансовыми организациями, за исключением договоров, обеспеченных ипотекой и (или) залогом транспортного средства, и договоров основного образовательного кредита с государственной поддержкой.

Для установления запрета (снятия запрета) гражданин вправе бесплатно любое количество раз подать заявление о запрете (о снятии запрета) (далее – заявление) во все квалифицированные бюро кредитных историй (далее – КБКИ). Заявление подается через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ) или с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг (ЕГПУ). Сведения об установлении запрета (снятии запрета) подлежат обязательному отражению в кредитной истории гражданина и хранятся во всех КБКИ.

Заявление о запрете подается гражданином через МФЦ (в письменной форме на бумажном носителе с собственноручной подписью) или ЕПГУ (в форме электронного документа, подписанного простой электронной подписью, усиленной неквалифицированной электронной подписью (далее – УНЭП) или усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП).

Заявление о снятии запрета подается гражданином через МФЦ (в письменной форме на бумажном носителе с собственноручной подписью) или ЕПГУ (в форме электронного документа, подписанного УНЭП или УКЭП).

Обязательным условием для реализации механизма по установлению гражданином запрета (снятию запрета) на заключение с ним договоров является использование идентификационного номера налогоплательщика (далее – ИНН). Гражданин при заключении договора с кредитной или микрофинансовой организацией (далее – кредитор) обязан предоставлять ИНН в целях проверки в его кредитной истории сведений о наличии запрета (снятии запрета).

Кредитор при получении от гражданина заявления о предоставлении ему потребительского займа (кредита) обязан осуществить проверку принадлежности предоставленного ИНН конкретному лицу. В случае выявления несоответствия по результатам такой проверки кредитор обязан отказать гражданину в заключении договора. В случае успешной проверки кредитор обязан запросить во всех КБКИ информацию о наличии запрета (снятии запрета).

При наличии действующего запрета кредитор обязан отказать гражданину в заключении с ним договора. В случае если кредитор заключает договор, несмотря на установленный запрет, то он не вправе требовать исполнения гражданином обязательств по указанному договору потребительского кредита (займа).

Также Федеральным законом устанавливается, что возможность заключения гражданином договора после инициирования им снятия запрета наступает по прошествии определенного временного периода, а именно на второй календарный день, следующий за днем включения в состав кредитной истории сведений о снятии запрета. Наличие периода «охлаждения» позволит исключить риск мошенничества с одномоментным снятием запрета и заключением договора, а также позволит гражданину принимать взвешенное решение о необходимости заключения договора.

Комитет отмечает, что реализация Федерального закона будет способствовать предупреждению практик мошеннического получения потребительских кредитов (займов) третьими лицами путем незаконного использования персональных данных граждан, а также с использованием методов социальной инженерии.

Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года. МФЦ обязан обеспечить оказание услуги по внесению сведений о запрете (снятии запрета) в кредитную историю при обращении гражданина в МФЦ со дня доработки и настройки автоматизированной информационной системы МФЦ, но не позднее 1 сентября 2025 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О кредитных историях“ и Федеральный закон „О потребительском кредите (займе)“.