Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 330129–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 7 декабря 2023 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, А.Н. Епишиным, А.В. Шендерюком-Жидковым и направлен на решение отдельных проблемных вопросов, выявленных в ходе анализа правоприменительной практики налогообложения международных холдинговых компаний (далее — МХК), зарегистрированных на территории специальных административных районов на острове Русский (Приморский край) и острове Октябрьский (Калининградская область) (далее — САР).
Закон предусматривает внесение изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) в части уточнения порядка приобретения и утраты международными компаниями статуса МХК в случае,
если компания зарегистрирована в порядке редомициляции, освобождения контролирующего лица иностранной организации от ответственности за непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях (далее — КИК) в случае, если КИК прекратила свою деятельность, а также уточняет порядок учета прибыли КИК в случае утраты организацией статуса контролирующего лица либо принятия решения о ликвидации организации или КИК, за исключением случаев, если такие события произошли в результате введенных иностранными государствами в отношении такой организации запретов и ограничений, заключающихся в лишении прав на прибыль (доходы) и имущество КИК. Таюке уточняется возможность учета сумм прибыли КИК, которые ранее не были учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль организации у контролирующего лица в случае снятия с него указанных выше запретов и ограничений.
Кроме того, терминология Кодекса приводится в соответствие с отраслевым законодательством в части наименования исполнительного органа субъекта Российской Федерации, участвующего при установлении особенностей обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ), налогом на прибыль организаций, налогом на имущество организаций и при уплате страховых взносов. Таюке уточняются сроки подачи уведомления при регистрации в САР российских компаний с долей поступлений от уплаты налога на прибыль организаций в общей сумме доходов от его поступления в бюджете субъекта Российской Федерации менее 1% (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — менее 0,1%). Уточняются положения в части применения освобождения от налогообложения прибыли КИК по утвержденному Министерством финансов Российской Федерации на период с 1 января 2024 года до 31 декабря 2026 года специальному перечню государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения (офшорные зоны).
3
Закон предусматривает внесение изменений в часть вторую Кодекса в части установления особенностей исчисления МХК налога на добавленную стоимость (далее — НДС), НДФЛ и налога на прибыль организаций. Так, расширяется возможность выбора МХК форм инвестиций в целях применения пониженных ставок по налогу на прибыль. В частности, МХК обязана будет осуществлять инвестиции в форме капитальных вложений в строительство объектов социально-культурной, транспортной, энергетической,, жилищно-коммунальной и инженерной инфраструктур (далее — объекты) с последующей передачей объектов в региональную собственность, а также реконструкцию и техническое перевооружение объектов, находящихся в региональной собственности. Кроме того, дополняются возможности инвестиций в форме передачи в регионы машин (за исключением легковых автомобилей), оборудования, инструмента, инвентаря для использования на объектах, а также инвестиций в форме пожертвований, назначением использования которых определены строительство, реконструкция, и перевооружение объектов, получателем которых является субъект Российской Федерации (муниципальное образование) или организация, учрежденная регионом. При этом предусматривается обязанность согласования с регионом выбранной МХК формы инвестиций. В целях налогообложения прибыли МХК исключаются из внереализационных расходов расходы по созданию объектов.
Законом устанавливается освобождение от НДС операций по передаче МХК в собственность субъекта Российской Федерации (муниципального образования) имущества, созданного при осуществлении указанных выше форм инвестиций.
Кроме того, Закон освобождает от НДФЛ и исключает из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций доходы от акций (долей в уставном капитале), принадлежащих иностранной холдинговой компании, полученные экономически значимой организацией (её
взаимозависимым лицом) в порядке, установленном Федеральным законом от 4 августа 2023 года № 470-ФЗ «Об особенностях регулирования корпоративных отношений в хозяйственных обществах, являющихся экономически значимыми организациями», либо стоимости права на их владение при безвозмездном получении от лица, в отношении которого на дату передачи такого права недружественными странами установлены в 2022–2023 годах запреты и ограничения, введенные иностранными государствами. Такое освобождение также распространяется на доходы организации, созданной в судебном порядке, полученные налогоплательщиком, косвенно владеющим активами экономически значимой организации, принадлежащими иностранной холдинговой компании.
Одновременно устанавливаются особенности определения стоимости указанных активов для целей налогообложения прибыли организаций и НДФЛ. Уточняется порядок определения сроков владения указанных выше активов экономически значимых организаций и сроков владения акциями (долями в уставном капитале) при реорганизации МХК в целях применения нулевой ставки по налогу на прибыль организаций.
Также уточняется возможность неприменения МХК ставки по налогу на прибыль организаций в размере 5% по доходам в виде процентов по долговым обязательствам любого вида в случае представления в налоговый орган соответствующего заявления, а также условие применения МХК пониженных ставок по налогу на прибыль организаций в первом налоговом периоде редомициляции международной компании на территории Российской Федерации. Кроме того, продлевается до 2028 года срок применения ранее предоставленной МХК возможности использовать офисные помещения за пределами территории САР.
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления
в силу. Отдельные положения Закона распространяются на правоотношения, возникшие до вступления его в силу.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 9 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».