Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (проект № 416440–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 12 декабря 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 года № 5003-I «О таможенном тарифе» (далее – Закон № 5003-I) и в Федеральный закон от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (далее – Федеральный закон № 164-ФЗ).

Вносимыми изменениями, в частности, Правительство Российской Федерации наделяется правом установить порядок мониторинга цен на товары и иных финансовых индикаторов в целях расчета ставок вывозных таможенных пошлин. В настоящее время Правительство Российской Федерации наделено правом устанавливать ставки вывозных таможенных пошлин и перечень товаров, в отношении которых эти ставки применяются. Вносимое изменение создает условия для расчета объективных ставок таможенных пошлин ввиду невозможности использования котировок мировых биржевых цен на вывозимые товары.

Также Законом синхронизируются нормы таможенного законодательства с нормами законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в части порядка определения средней цены на нефть сырую марки «Юралс» (далее – средняя цена нефти), изменения которого предусмотрены Федеральным законом от 27 ноября 2023 года № 539-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 539-ФЗ). Так, с 1 января 2024 года в целях расчета вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты средняя цена нефти будет определяться в том числе на основе котировок нефти при поставках в морские порты Российской Федерации, расположенные в Северо-Западном федеральном округе и Южном федеральном округе. Указанные котировки будут увеличиваться на стоимость транспортировки нефти, которая будет устанавливаться ФАС России, а в случае отсутствия такого показателя будет приниматься равной 2 долларам США за баррель.

При этом в период 2023–2025 годов предусмотрено уменьшение средней цены на нефть «North Sea Dated», используемой в расчете вывозной таможенной пошлины на нефть сырую и нефтепродукты, на величину дисконта (скидки), предусмотренного в Федеральном законе № 539-ФЗ с учетом перевода единицы измерения нефти из барреля в тонны. При этом Правительство Российской Федерации наделяется правом увеличить указанную величину, но не более чем на 146 долларов США за 1 тонну нефти.

В соответствии с Законом устанавливается обязанность ввоза товара в рамках тарифных квот по лицензии на импорт. Правительство Российской Федерации наделяется правом определять метод и порядок распределения части объемов тарифных квот между новыми участниками внешнеторговой деятельности, для которых не может быть применен «исторический принцип» распределения квот, действующий до настоящего времени.

Вывоз товаров из Российской Федерации в рамках тарифных квот также будет осуществляться на основании лицензий на экспорт. При этом Правительство Российской Федерации вправе устанавливать пониженную, либо нулевую ставку вывозной таможенной пошлины в отношении отдельных видов товаров, произведенных на территориях субъектов Российской Федерации, в отношении которых действуют ограничительные меры в связи с недружественными действиями отдельных иностранных государств в отношении Российской Федерации, или произведенных на территориях, имеющих географическую удаленность от рынков сбыта. Срок установления льготы не должен превышать двенадцать месяцев.

В части нетарифного регулирования вносятся изменения в Федеральный закон № 164-ФЗ. Закон устанавливает обязанность Правительства Российской Федерации определять порядок применения мер нетарифного регулирования, вводимых в одностороннем порядке, а также устанавливать порядок лицензирования в сфере внешней торговли товарами. Кроме этого, обязательное лицензирование предусматривается при установлении квот для ввоза и вывоза товаров с территории Российской Федерации.

Терминология Закона № 5003-I и Федерального закона № 164-ФЗ приводятся в соответствие с терминологией действующего таможенного законодательства Российской Федерации и законодательства Евразийского экономического союза.

Данные изменения направлены на содействие развитию экономических связей с дружественными странами, а также странами, с которыми развиваются стратегическое, торгово-экономическое и политическое сотрудничество.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» и Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности».