Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 506239–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 14 декабря 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона внесен Правительством Российской Федерации с целью определения порядка формирования и ведения реестра объектов капитального строительства, объектов недвижимого имущества, строительство или приобретение которых осуществляется (планируется осуществлять) за счет средств федерального бюджета (далее – Реестр) и исключения положений о формировании и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (далее – ФАИП).

Федеральный закон направлен на завершение перехода от формирования и реализации ФАИП к Комплексной государственной программе Российской Федерации «Строительство» (далее — КГП «Строительство») с целью сокращения инвестиционно-строительного цикла и повышения эффективности управления капитальными вложениями.

В 2023 году в рамках исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного Совета Российской Федерации 21 июня 2022 года, посвященного Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года (перечень поручений от 24 августа 2022 года № Пр-1483ГС), завершено формирование КГП «Строительство», в состав которой входит в том числе перечень объектов, утверждаемый Правительством Российской Федерации. Таким образом, данные ФАИП дублируют информацию, содержащуюся в перечне объектов КГП «Строительство».

Наличие сведений об объекте в Реестре будет являться условием для включения в федеральный закон о федеральном бюджете бюджетных ассигнований на его строительство (реконструкцию) или приобретение.

Данный Реестр (с распределением бюджетных ассигнований по объектам капитального строительства и объектам недвижимого имущества, указанием сроков их строительства или приобретения, сметной стоимости или стоимости приобретения, наличия проектной документации с положительным заключением государственной экспертизы) включен в перечень материалов, подлежащих представлению в Государственную Думу одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Порядок формирования и ведения Реестра установит Правительство Российской Федерации. Данный порядок будет определять в том числе состав сведений, подлежащих включению в Реестр (наименование и уникальный код объекта, его местонахождение, мощность, стоимость, срок ввода, объем бюджетных инвестиций и субсидий с распределением по годам, информация о заказчике (застройщике), о контрольных точках для мониторинга строительства объектов, подтверждающие и обосновывающие документы и пр.).

Ведение Реестра на базе государственной интегрированной информационной системы «Электронный бюджет» позволит ускорить процесс принятия решений при определении объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также при перераспределении бюджетных средств между ними или между годами при исполнении федерального бюджета.

Также Федеральным законом внесены корреспондирующие изменения в целях приведения законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами Закона в следующие законодательные акты Российской Федерации:

Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений»;

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»;

Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 77-ФЗ «О парламентском контроле»;

Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 215-ФЗ «О Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос»;

Федеральный закон от 22 декабря 2020 года № 435-ФЗ «О публично-правовой компании «Единый заказчик в сфере строительства» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Кроме этого, Федеральным законом на постоянной основе для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации снимаются ограничения по срокам использования бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета (не более 180 дней) и предусматривается, что срок возврата указанного кредита устанавливается договором, заключенным территориальным органом Федерального казначейства с государственным внебюджетным фондом Российской Федерации, но не позднее 31 января очередного финансового года.

Федеральным законом также устанавливаются нормы временного характера, закрепляющие особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году.

По аналогии с 2023 годом Федеральным законом до 1 января 2025 года продлевается действие полномочий Правительства Российской Федерации по снятию запрета на выдачу субсидий и бюджетных инвестиций российским компаниям, в уставном (складочном) капитале которых доля прямого или косвенного участия офшорных компаний в совокупности превышает 25 процентов, в связи с тем, что процесс перевода структуры владения российских системообразующих организаций в Российскую Федерацию еще не завершен.

Федеральный закон дополнен также положениями, предусматривающими возможность принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), по финансовому обеспечению мероприятий, связанных с оказанием содействия в подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, а также возможность превышения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями отдельных ограничений по объему государственного (муниципального) долга и дефицита бюджета на объем средств, направляемых на данные мероприятия.

Согласно Федеральному закону, не признается невыполненным установленное на 2022 и 2023 годы государственное (муниципальное) задание в случае недостижения его показателей из‑за приостановления (ограничения) деятельности учреждений в 2022 и 2023 годах, связанным с профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции, а также в связи с введением режима временного ограничения полетов в аэропорты юга и центральной части Российской Федерации, и в иных случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

Применение положений Федерального закона в части формирования и ведения Реестра применяются к правоотношениям, возникающим начиная с исполнения федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

При этом вводятся переходные положения, устанавливающие порядок реализации ФАИП на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов до утверждения Правительством Российской Федерации порядка формирования и ведения Реестра, но не позднее 1 июня 2024 года.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».