Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 470798–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 15 декабря 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, Е.А. Перминовой, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, К.М. Бахаревым, О.Д. Димовым, В.Б. Сениным, А.В. Терентьевым и другими в целях совершенствования и оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан.

В частности, Федеральным законом определяется порядок допуска негосударственных пенсионных фондов к деятельности по формированию долгосрочных сбережений граждан.

Вносятся изменения в порядок перевода средств пенсионных накоплений в состав средств пенсионных резервов в качестве единовременного взноса по договору долгосрочных сбережений.

Вводится информирование Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации застрахованных лиц о статусе поданного заявления о единовременном взносе по договору долгосрочных сбережений.

Кроме того, предусматривается новый субъект правоотношений при осуществлении государственной поддержки формирования долгосрочных сбережений — администратор софинансирования. Под администратором софинансирования подразумевается лицо, осуществляющее расчет размера дополнительного стимулирующего взноса по договору долгосрочных сбережений. Деятельность администратора осуществляет лицо, которому присвоен статус центрального депозитария в соответствии с Федеральным законом «О центральном депозитарии».

Банк России наделяется полномочием по установлению требований к порядку расчета актуарного дефицита негосударственного пенсионного фонда.

В условиях недружественных действий иностранных государств негосударственные пенсионные фонды сталкиваются с невозможностью осуществления выплат своим клиентам по заключенным договорам на счета в организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в связи с чем Федеральным законом предусмотрено обязательное информирование клиентов негосударственного пенсионного фонда о невозможности осуществления выплат с указанием возможности выбора иного способа их получения, в частности, путем открытия счета в кредитной организации, расположенной на территории Российской Федерации.

Кроме того, уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг предоставляется право по рассмотрению обращений в отношении договоров долгосрочных сбережений в целях досудебного урегулирования споров потребителей финансовых услуг.

Комитет полагает, что представленные изменения положительно скажутся на оптимизации процесса формирования долгосрочных сбережений граждан.

Вместе с тем, комитет обращает внимание на необходимость расширения механизмов распространения продукта долгосрочных сбережений граждан и обеспечения его реализации на аналогичных условиях, в том числе через страховые организации и профессиональных участников рынка ценных бумаг, что будет способствовать исключению регуляторного арбитража между участниками финансового рынка, повышению доступности продукта для потребителей финансовых услуг, обеспечению удобства его использования и сможет существенно увеличить масштаб вовлеченности граждан в систему долгосрочных сбережений.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».