Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 4 и 105.26 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 452648–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 10526 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 7 декабря 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования механизма предоставления налоговых льгот резидентам преференциальных режимов Дальнего Востока и Арктики.

Закон предоставляет право на обращение с заявлением о проведении налогового мониторинга без выполнения обязательных условий, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ), организациям, получившим статус резидента территории опережающего развития (далее – резиденты ТОР), статус резидента свободного порта Владивосток (далее – резиденты СПВ), статус резидента Арктической зоны Российской Федерации (далее – резиденты АЗРФ). Реализация данного положения будет способствовать сокращению у резидентов ТОР, СПВ, АЗРФ трудовых и материальных затрат, связанных с представлением документов в рамках мероприятий налогового контроля.

В связи с прекращением действия института консолидированной группы налогоплательщиков Закон исключает положение НК РФ об упрощенном переходе участников группы на налоговый мониторинг.

Законом также исключаются положения НК РФ об использовании резидентами ТОР и СПВ права заявительного порядка возмещения налога на добавленную стоимость (далее – НДС) на основании договоров поручительства, заключаемых резидентами с управляющей компанией, в связи с невостребованностью данного механизма.

При рассмотрении Государственной Думой законопроекта во втором чтении был принят ряд поправок, направленных на совершенствование налогового администрирования и уточнение отдельных вопросов налогообложения.

Так, Закон продлевает до 31 декабря 2024 года полномочия Правительства Российской Федерации по изменению сроков уплаты налогов, представления налоговых деклараций, по предоставлению рассрочек и отсрочек по уплате отдельных налогов и определению особенностей взыскания налоговой задолженности. Правительство Российской Федерации также наделяется полномочиями не применять в 2024 году меры налоговой ответственности к лицам, состоящим на учете в налоговых органах по месту нахождения (месту жительства) на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области.

В части НДС Законом предусматривается освобождение от налогообложения услуг, оказываемых оператором автоматизированной информационной системы страхования по представлению содержащейся в автоматизированной информационной системе страхования информации в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 ноября 1992 года № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Данное изменение обусловлено созданием в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 594-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования» (далее – Федеральный закон № 594-ФЗ) централизованной системы хранения информации на страховом рынке, оператором которой является созданное для этой цели акционерное общество, 100% акций которого принадлежат Банку России. Учитывая, что до вступления Федерального закона № 594-ФЗ в силу оказываемые операторами информационных систем услуги не облагались НДС, то для сохранения действующего налогообложения Законом вводится указанная норма.

Закон также снижает с 20% до 10% ставку НДС в отношении операций по реализации обработанных протравителями (протравленных) семян подсолнечника и кукурузы. Данная мера направлена на увеличение темпов развития отрасли и снижение налоговой нагрузки на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В связи с организацией и проведением в 2024 году в городе Казани Международного мультиспортивного турнира «Игры будущего» Законом вводятся льготы по НДС в части освобождения от налогообложения рекламных услуг, реализуемых организаторами данного турнира, и по налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) в части освобождения от налогообложения призов в денежной и (или) натуральной формах, полученных спортсменами за призовые места на указанном спортивном соревновании от его организаторов и (или) на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления за счет средств соответствующих бюджетов, а также доходов в натуральной форме в виде оплаты стоимости питания, проезда, проживания, спортивного снаряжения, оборудования, спортивной и парадной формы, форменной одежды, полученных спортсменами, тренерами, спортивными судьями. Данные льготы аналогичны льготам, установленным в связи с проведением автомобильных гонок серии «Формула-1».

В части НДФЛ Законом также уточняется порядок определения налоговой базы при обмене облигаций иностранных организаций на замещающие облигации российских организаций, а также порядок освобождения от налогообложения доходов в виде имущества от иностранной организации, в отношении которой налогоплательщик являлся контролирующим лицом.

Законом снижается с 22 000 до 2 000 рублей размер государственной пошлины для религиозных организаций одного вероисповедания, являющихся сторонами заключенного между ними договора пожертвования недвижимого имущества религиозного назначения.

Помимо этого, Закон устанавливает государственную пошлину за нанесение меток на струнный смычковый музыкальный инструмент или смычок (2 000 рублей, если отнесен к культурным ценностям, и 500 рублей – для остальных). Данная мера связана с изменениями в профильном законодательстве, при этом размер государственной пошлины соответствует размеру аналогичной платы, ранее взимаемой за указанные действия в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации
от 28 августа 2021 года № 1431 «Об утверждении Положения о нанесении маркировки на музыкальные инструменты или смычки».

Закон вступит в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 4 и 10526 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и о приостановлении действия абзаца второго пункта 1 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации».