Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О приостановлении действия Федерального закона «О базовой стоимости необходимого социального набора» (проект № 448562–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О приостановлении действия Федерального закона „О базовой стоимости необходимого социального набора“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 ноября 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона № 448554–8 «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов» в целях обеспечения правовых основ для отсрочки выполнения обязательств государства по восстановлению гарантированных сбережений граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ «О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) и создания условий исполнения расходных обязательств Российской Федерации, принимаемых к исполнению федеральным бюджетом на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Федеральный закон № 73-ФЗ устанавливает обязательства Российской Федерации по восстановлению и обеспечению сохранности ценности денежных сбережений граждан Российской Федерации, помещенных: на вклады в Сберегательный банк Российской Федерации в период до 20 июня 1991 года; на вклады в организации государственного страхования Российской Федерации по договорным (накопительным) видам личного страхования в период до 1 января 1992 года; в государственные ценные бумаги (СССР и РСФСР), размещение которых производилось на территории РСФСР в период до 1 января 1992 года. Суммарный объем гарантированных сбережений граждан в ценах 1991 года составляют 345,54 млрд рублей.

В соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ восстановление и обеспечение сохранности ценности гарантированных сбережений граждан производится путем перевода их в целевые долговые обязательства Российской Федерации, являющиеся государственными ценными бумагами. Для единицы номинала целевого долгового обязательства устанавливается долговая стоимость, выражаемая в российской валюте, которая определяется из соотношения покупательной способности валюты Российской Федерации в текущий момент времени и покупательной способности валюты СССР в 1990 году. Однако в Федеральном законе № 73-ФЗ конкретные механизмы восстановления и обеспечения сохранности денежных сбережений граждан Российской Федерации не определены.

Для реализации Федерального закона № 73-ФЗ принят Федеральный закон № 87-ФЗ «О порядке установления долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации», которым устанавливается условная единица «долговой рубль», необходимая для определения величины долга по дореформенным вкладам. За единицу номинала целевого долгового обязательства принят долговой рубль, стоимость которого определяется, исходя из изменения соотношения контрольной стоимости необходимого социального набора и базовой стоимости необходимого социального набора. Контрольная стоимость необходимого социального набора должна вычисляться на основе данных о ценах и тарифах на товары и услуги в целом по Российской Федерации, определяемых Федеральной службой государственной статистики, а базовая стоимость необходимого социального набора должна устанавливаться федеральным законом.

Федеральным законом № 21-ФЗ «О базовой стоимости необходимого социального набора» (далее – Федеральный закон № 21-ФЗ) установлена базовая стоимость необходимого социального набора в сумме 464 рублей СССР. При этом действие Федерального закона № 21-ФЗ в связи с отсутствием источников финансового обеспечения ежегодно приостанавливалось, начиная с 2003 года по настоящее время. В настоящее время расчет долговой стоимости единицы номинала целевого долгового обязательства Российской Федерации, основой определения которого является указанная базовая стоимость, Федеральной службой государственной статистики не производится, а сам показатель не утверждается и не публикуется.

Согласно информации, содержащейся в пояснительной записке к проекту федерального закона, объем средств, необходимых для погашения целевых долговых обязательств Российской Федерации, в которые переведены гарантированные сбережения граждан, оценивается в 2024 году в 61,8 трлн рублей, в 2025 году в 64,2 трлн рублей, в 2026 году – 66,8 трлн рублей. Финансовые ресурсы, обеспечивающие решение проблемы восстановления гарантированных сбережений граждан Российской Федерации в таком объеме, отсутствуют.

В связи с вышеизложенным, Федеральным законом приостанавливается до 1 января 2027 года действие Федерального закона № 21-ФЗ.

Комитет отмечает, что с 1996 года осуществляются компенсационные выплаты по сбережениям граждан в Сбербанке, и с 2001 года по вкладам (взносам) в организациях государственного страхования. Так, в соответствии с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов», принятым Государственной Думой 17 ноября 2023 года, объем компенсационных выплат по гарантированным сбережениям граждан в соответствии с Федеральным законом № 73-ФЗ составит в 2024 году – 2 537,9 млн рублей, в 2025 году – 2 440,9 млн рублей, в 2026 году – 2 370,9 млн рублей.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона „О приостановлении действия Федерального закона „О базовой стоимости необходимого социального набора“.