Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 96.6 и 220.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (проект № 448564–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 966 и 2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 19 октября 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

Закон направлен на обеспечение формирования и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов.

Закон вносит изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие определение базовых нефтегазовых доходов в зависимости от следующих базовых цен:

— базовая цена на нефть — принимается на уровне 60 долларов США за один баррель, с ежегодной индексацией на 2% с 2027 года;

— базовая экспортная цена на газ природный — принимается на уровне среднегодовой экспортной цены на газ природный — 250 долларов США за тысячу метров кубических, с ежегодной индексацией на 2% с 2027 года;

— базовые цены экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 — устанавливаются как значения среднегодовых цен экспортной альтернативы для автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5, рассчитанные исходя из фактических (прогнозных) цен на указанное топливо, умноженных на соотношение базовой и фактической (прогнозной) цен на нефть.

Также в Бюджетном кодексе Российской Федерации в целях обеспечения возможности управления средствами организаций на постоянной основе установлена действующая в 2023 году норма, согласно которой отдельные операции со средствами организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, осуществляются на отдельных казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета и отражаются на соответствующих лицевых счетах указанных организаций в территориальных органах Федерального казначейства, с возможностью начисления на остатки этих средств дохода в размере до 3% годовых.

Законом продлевается до 1 февраля 2027 года (т. е. еще на один год) действие норм, предусматривающих, что доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

На 2024 год продлевается ряд норм временного характера, действующих в 2023 году, которыми устанавливаются особенности исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2023 году, в том числе:

возможность увеличения общего объема расходов федерального бюджета в пределах поступлений от ненефтегазовых доходов сверх объемов, учтенных в прогнозе общего объема доходов федерального бюджета, с соответствующим увеличением бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации;

предоставление Правительству Российской Федерации права принимать решения о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, не предусмотренных программами государственных гарантий Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных Правительством Российской Федерации, а также о предоставлении государственных кредитов, не предусмотренных Программой предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов, за счет ассигнований, установленных указанной Программой, или за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2024 года;

применение временного коэффициента 0,36 при формировании базового объема бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда;

возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в случае перераспределения (увеличения) зарезервированных бюджетных ассигнований и перераспределения (увеличения) бюджетных ассигнований на цели, определенные Правительством Российской Федерации, с вынесением для рассмотрения Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (далее – Комиссия);

возможность внесения изменений в сводные бюджетные росписи бюджетов государственных внебюджетных фондов по согласованию с Комиссией.

Также Законом продлевается возможность размещения в 2024 году средств Фонда национального благосостояния в финансовые активы, независимо от объема его средств, размещенных на депозитах и банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации. При этом устанавливается перечень видов финансовых активов, в которые в 2024 году могут размещаться средства Фонда национального благосостояния (аналогично действующему в 2023 году перечню).

На 2024 год продлевается приостановление требования об оплате в иностранной валюте обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, возникших в результате эмиссии соответствующих государственных ценных бумаг, составляющих внешний долг.

Кроме того, продлевается норма, дающая Правительству Российской Федерации право внесения изменений в распределение межбюджетных трансфертов на индивидуальные программы социально-экономического развития субъектов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете.

Законом устанавливаются нормативы зачисления в 2026 году акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации (25,1% в федеральный бюджет, 74,9% в бюджеты субъектов Российской Федерации). При этом при определении дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты учитываются поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации от указанных акцизов исходя из норматива 58,2%.

Правительству Российской Федерации в 2024 году, как и в 2023 году, дается право списать задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам на погашение его долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным в кредитных организациях, в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, которые будут одобрены до 1 января 2025 года. Порядок списания задолженности, методика расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов и перечень налоговых доходов определяются Правительством Российской Федерации.

Кроме того, Законом установлены особенности предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации в отношении Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в том числе в части установления возможности их перераспределения Правительством Российской Федерации, с изменением их общего объема, а также использования при распределении показателей прогнозируемых доходов и расходов консолидированных бюджетов указанных субъектов Российской Федерации.

Также Закон содержит положения, предусматривающие продление на 2024 год ряда особенностей исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, действующих в 2023 году, в том числе возможности принятия расходных обязательств, не отнесенных к полномочиям органов власти субъектов Российской Федерации (местного самоуправления), в части мероприятий по предотвращению влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики и в части финансового обеспечения реализации дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись, а также возможности превышения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями отдельных ограничений по объему государственного долга и дефицита бюджета на объем средств, направляемых на указанные мероприятия.

Положениями Закона предусматривается продление на 2024 год ряда действующих в 2023 году мер поддержки хозяйствующих субъектов. Так, продлевается положение, устанавливающее возможность предоставления по решению высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (местной администрации) юридическому лицу субсидии на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения геополитической и экономической ситуации на развитие отраслей экономики, а также на финансовое обеспечение реализации дополнительных мероприятий в сфере национальной обороны и национальной безопасности, включая меры социальной поддержки отдельных категорий граждан.

Также предусматривается продление норм, регламентирующих вопросы казначейского обслуживания и казначейского сопровождения, направленных на оптимизацию расчетов при казначейском сопровождении, повышение ликвидности единого казначейского счета, оперативное перераспределение бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Так, продлевается положение, согласно которому в 2024 году в дополнение к средствам, предусмотренным Бюджетным кодексом Российской Федерации, территориальные органы Федерального казначейства осуществляют казначейское сопровождение средств, определенных Правительством Российской Федерации на основании обращений юридических лиц.

Согласно Закону, в 2024 году бюджетные ассигнования в объеме трансферта из федерального бюджета на компенсацию расходов, произведенных за счет предоставленных в 2023 году субъекту Российской Федерации бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на едином счете бюджета в целях опережающего финансового обеспечения его расходных обязательств, не подлежат отражению в бюджетных ассигнованиях дорожного фонда субъекта Российской Федерации. Данное изменение обусловлено необходимостью регламентации отражения в законе о бюджете субъекта Российской Федерации расходов и доходов регионального дорожного фонда при использовании механизма опережающего финансового обеспечения расходных обязательств субъекта Российской Федерации.

В связи с сокращением с 2024 года случаев предоставления иных межбюджетных трансфертов Законом предусматривается переходный период, в течение которого сохраняется возможность подтверждения остатков иных межбюджетных трансфертов на установленные в 2023 году цели. Так, согласно Закону, не использованные на 1 января 2024 года остатки бюджетных ассигнований на предоставление из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов направляются в 2024 году на цели, соответствующие ранее установленным целям, в определяемом Правительством Российской Федерации порядке.

Изменения также касаются особенностей исполнения федерального бюджета в 2023 году. Так, в целях обеспечения деятельности судей федеральных судов в новых субъектах Российской Федерации Закон наделяет в 2023 году Правительство Российской Федерации правом осуществлять финансирование судов с учетом дополнительной численности судей, сверх установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов».

При рассмотрении проекта федерального закона к нему были внесены и приняты поправки сенаторов Российской Федерации Н.А. Журавлева, А.Д. Артамонова и депутата Государственной Думы А.М. Макарова.

Поправки направлены на поддержание устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, а также на оптимизацию бюджетного процесса и повышение его эффективности в целом, и предусматривают следующие изменения.

На 2024 год пролонгируется положение, устанавливающее требование о предварительном рассмотрении Комиссией представляемых Минздравом России проектов правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее – ФОМС) бюджетам территориальных ФОМС, распределение которых не утверждено федеральным законом о бюджете Федерального ФОМС, а также устанавливающих внесение изменений в распределение и правила предоставления указанных межбюджетных трансфертов, и предложений по внесению изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, предусматривающих предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету Федерального ФОМС.

При этом исключен ряд положений, содержащихся в тексте внесенного проекта федерального закона.

Так, исключена норма, согласно которой в 2024 году дополнительно к установленным источникам формирования Фонда национального благосостояния может относиться часть доходов от поступления страховых взносов. Исключено положение о том, что часть остатка средств единого налогового платежа подлежит отражению в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета, а также о возможности предоставления государственному внебюджетному фонду бюджетного кредита за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до двух лет.

В целях повышения уровня предсказуемости и планомерности формирования и исполнения консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации исключена норма о приостановлении ограничения на снижение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности по сравнению с утвержденными объемами для превысивших критерий выравнивания субъектов Российской Федерации.

Исключено положение о том, что в 2024 году Правительство Российской Федерации вправе сокращать объем дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности в случае применения мер ответственности к субъекту Российской Федерации в связи с нарушением им условий соглашения, предусматривающего меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов соответствующего субъекта Российской Федерации. Указанные трансферты являются нецелевыми и призваны обеспечить равномерное распределение финансовых ресурсов между субъектами Российской Федерации, что имеет особо важное значение для регионов с низким уровнем социально-экономического развития.

В целях недопущения кассовых разрывов бюджетов субъектов Российской Федерации, обусловленных перечислением средств налогоплательщиков на единый налоговый счет, на 2024 год продлевается норма, снимающая ограничение на возможность привлечения бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета для субъектов Российской Федерации при наличии у них размещенных временно свободных средств, а также размещения временно свободных средств при наличии обязательств по бюджетному кредиту на пополнение остатка средств на едином счете бюджета. При этом в 2024 году запрет на размещение средств на банковские депозиты на срок более одного месяца не распространяется не только на субъекты Российской Федерации, которым были предоставлены инфраструктурные бюджетные кредиты, проведена реструктуризация обязательств по бюджетному кредиту, но и на субъекты Российской Федерации, которым предоставлены бюджетные кредиты на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, специальные казначейские кредиты и кредиты, предоставляемые в целях опережающего финансового обеспечения реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации и национальных проектов.

Закон вступает в силу со дня официального опубликования. При этом положения в части определения базовых нефтегазовых доходов применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и утверждении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.

Закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 966 и 2201 Бюджетного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году».