Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 333.33 и 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 254008–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 33333 и 33340 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 21 сентября 2023 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации во исполнение поручения Президента Российской Федерации
от 12 января 2022 года по недопущению на рынок телекоммуникационных услуг недобросовестных операторов связи, не выполняющих обязательные лицензионные требования в части внедрения системы оперативно-разыскных мероприятий (далее – СОРМ).

Законом увеличивается размер государственной пошлины с 7,5 тыс. до 1 млн рублей за предоставление лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, при осуществлении которой установлено обязательное лицензионное требование об обеспечении соблюдения требований к сетям и средствам связи для проведения оперативно-разыскных мероприятий.

В настоящее время стоимость получения новой лицензии несоизмеримо меньше размера действующих штрафов за административные правонарушения в части внедрения СОРМ. Так, согласно статье 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за неисполнение собственником или иным владельцем технологической сети связи обязанности по реализации требований СОРМ предусмотрено наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 
300 тыс. до 500 тыс. рублей, а за повторное нарушение – от 2 млн до 6 млн рублей. При этом с 1 января 2024 года Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 223-ФЗ «О внесении изменений в статью 13.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» вводится «оборотный штраф» (от размера суммы выручки, но не менее 1 млн рублей) за неисполнение оператором связи обязанности обеспечивать реализацию требований СОРМ. В связи с этим разница между размерами государственной пошлины и административных штрафов будет еще больше, что позволит путем получения новой лицензии избежать привлечения к ответственности.

При рассмотрении законопроекта в Государственной Думе во втором чтении были приняты поправки, предусматривающие возможность зачета уплаченной суммы государственной пошлины (в случае отказа в предоставлении указанной лицензии) в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

Закон вступит в силу с 1 января 2024 года. Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено. В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 33333 и 33340 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».