Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 63052–8)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 декабря 2022 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, Г.Ю. Семигиным, В.К. Гартунгом, а также другими и предусматривает увеличение страховых выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (далее – обязательное страхование).

Действующие размеры страховых выплат по обязательному страхованию при причинении вреда жизни и здоровью потерпевшего были установлены при принятии Федерального закона от 27 июля 2010 года №225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте», при причинении вреда имуществу – изменялись в соответствии с Федеральным законом от 09 марта 2016 года № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». С указанных периодов размеры страховых выплат не изменялись и не индексировались.

В этой связи Федеральным законом в частности предусматривается следующая индексация.

Увеличивается компенсационная выплата – с 2 до 3 млн рублей в части возмещения вреда, причиненного жизни каждого потерпевшего, лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), а при отсутствии таких лиц супругу, родителям, детям умершего, лицам, у которых потерпевший находился на иждивении.

Увеличивается размер компенсации в счет возмещения причиненного вреда выплату, которой обязаны обеспечить в случае причинения вреда жизни или здоровью граждан в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте эксплуатирующая организация или иной владелец опасного производственного объекта, ответственные за причиненный вред:

гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, понесенного в случае смерти потерпевшего (кормильца), — с 2 до 3 млн рублей;

гражданам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда, причиненного здоровью, — в сумме, определяемой исходя из характера и степени повреждения здоровья по нормативам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. Размер компенсации в этом случае не может превышать 3 млн рублей. В действующей редакции не может превышать 2 млн рублей.

Увеличиваются страховые суммы по договору обязательного страхования для опасных объектов, в отношении которых законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или законодательством о безопасности гидротехнических сооружений предусматривается обязательная разработка декларации промышленной безопасности или декларации безопасности гидротехнического сооружения, в случае если:

максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, превышает 3000 человек – с 6,5 до 9,750 млрд рублей;

максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 1500 человек, но не превышает 3000 человек – с 1,0 до 1,5 млрд рублей;

максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 300 человек, но не превышает 1500 человек – с 500,0 до 750 млн рублей;

максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 150 человек, но не превышает 300 человек – с 100,0 до 150 млн рублей;

максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на опасном объекте, составляет более 10 человек, но не превышает 75 человек – с 50,0 до 37,5 млн рублей.

Для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на такой шахте, составляет более 50 человек – с 100,0 до 250,0 млн рублей.

Для опасных производственных объектов химической, нефтехимической, нефтеперерабатывающей промышленности и спецхимии, а также для шахт угольной промышленности, если максимально возможное количество потерпевших, жизни или здоровью которых может быть причинен вред в результате аварии на такой шахте, не превышает 50 человек – с 50,0 до 75,0 млн рублей.

Увеличивается размер страховой выплаты в случае причинения вреда жизни или здоровью потерпевшего – с 2 до 3 млн рублей, в случае смерти каждого потерпевшего лицам, имеющим право в соответствии с гражданским законодательством на возмещение вреда в результате смерти потерпевшего (кормильца), а при отсутствии таких лиц супругу, родителям, детям умершего, лицам, у которых потерпевший находился на иждивении.

Комитет обращает внимание на то, что увеличение страховых выплат и страховых сумм по договору обязательного страхования может потребовать соразмерного увеличения расходов страхователей на страховую премию по обязательному страхованию, которая оплачивается, в том числе и за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации на основании статьи 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая, что увеличение страховых выплат по обязательному страхованию повысит уровень социальной защищенности работников опасных объектов и членов их семей, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».