Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (проект № 1256256–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 декабря 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации с целью совершенствования механизма, предусматривающего ограничение величины процентной ставки по договорам банковских вкладов, которое вводится в отношении банков в случае неисполнения предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

В соответствии с действующими нормами Банк России вправе на срок до одного года вводить ограничение на величину процентной ставки, которую кредитная организация определяет в договорах банковского вклада, заключаемых (пролонгируемых) в период действия ограничения, в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей ставки рефинансирования Банка России по банковским вкладам в рублях и не ниже ставки ЛИБОР по банковским вкладам в иностранной валюте. Следует отметить, что с 2022 года в рамках международной реформы финансовых индикаторов расчеты с использованием ставки ЛИБОР будут прекращены.

Федеральный закон устанавливает, что ограничение может вводиться на величину процентной ставки в виде максимального значения процентной ставки, но не ниже двух третей соответствующей по сроку и валюте вклада средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в рублях, долларах США и евро. При этом предлагается расчет процентной ставки, к которой применяется ограничение, осуществлять исходя из максимальной доходности по договору банковского вклада с учетом иной материальной выгоды и иных условий привлечения вклада.

Также в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» заменяется термин «ставка рефинансирования Банка России» на термин «ключевая ставка Банка России».

При рассмотрении проекта федерального закона в Государственной Думе были приняты поправки, соавтором которых выступил сенатор Российской Федерации Н.А. Журавлев, предусматривающие внесение изменений в отдельные статьи Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» в части начисления процентов по денежным обязательствам при введении моратория на удовлетворение требований кредиторов кредитной организации, страховой организации, негосударственного пенсионного фонда.

Так, Федеральный закон устанавливает, что при введении моратория на сумму требований кредитора, выраженных в валюте Российской Федерации, начисляются проценты в размере двух третей ключевой ставки Банка России, действовавшей в период действия моратория. На сумму требований кредитора в долларах США или евро начисляются проценты, исходя из двух третей средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в долларах США или евро, отнесенным к группе вкладов, включающих срок привлечения 91 день. По денежным обязательствам, выраженным в иных иностранных валютах, проценты начисляются исходя из двух третей средней арифметической процентной ставки, рассчитываемой Банком России из средневзвешенных процентных ставок по привлеченным российскими кредитными организациями вкладам в евро, отнесенным к группе вкладов, включающих срок привлечения 91 день.

Кроме того, Федеральным законом урегулируются вопросы, связанные с выходом Банка России из капитала банков, прошедших санацию с использованием средств Банка России.

Федеральный закон дает право Банку России на основании решения Совета директоров Банка России принять решение не только о реализации акций (долей в уставном капитале), но и о создании новых обществ на базе существующих путем реорганизации в форме слияния или присоединения. При этом Федеральный закон устанавливает необходимость проведения Банком России конкурентного отбора победителя за право стать новым собственником оздоровленного банка. По результатам такого отбора Банк России обязан выбрать оптимальное предложение из поступивших.

Кроме того, Банку России предоставляется право приобретать и отчуждать акции (доли в уставном капитале) хозяйственных обществ, являющихся подконтрольными или зависимыми по отношению к кредитной организации, в отношении которой осуществлялись или осуществляются меры по предупреждению банкротства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Комитет отмечает, что Федеральный закон отражает тенденции развития банковского регулирования по прекращению использования ставки ЛИБОР в качестве базовой, а также распространяет рыночный подход на ограничение процентных ставок по вкладам банков. Также реализация Федерального закона расширяет возможности Банка России по выходу из капитала банков, прошедших санацию с использованием средств Банка России, что позволит Банку России более гибко подходить к структурированию сделок по продаже акций (долей в капитале) санированного банка.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)».