Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 1258307–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 18 ноября 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации и предусматривает внесение изменений в отдельные главы Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в целях увеличения поступления доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. При рассмотрении законопроекта во втором чтении в Государственной Думе в него было внесено 58 поправок, в том числе поправка сенаторов Российской Федерации А.Д. Артамонова и А.Н. Епишина.

Закон вносит изменения в тринадцать глав Кодекса в части налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на добычу полезных ископаемых, системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, упрощенной системы налогообложения, транспортного налога, налога на имущество организаций, земельного налога, налога на имущество физических лиц, страховых взносов.

В части налога на добавленную стоимость (далее – НДС) Закон устанавливает возможность подтверждения права на освобождение от НДС медицинских изделий при предоставлении в налоговый орган регистрационного удостоверения на это медицинское изделие, выданного как в соответствии с правом Евразийского экономического союза, так и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме этого, устанавливается возможность исчислять НДС с межценовой разницы при реализации приобретенных для перепродажи у физических лиц не только автомобилей и отдельных видов бытовых и электронных товаров, но и мотоциклов (система trade in).

Законом вводится новый вид акциза – акциз на сталь жидкую, использованную для производства продуктов (полупродуктов) металлургического производства (заготовок) путем литья.

Ставка акциза будет зависеть от экспортных цен на такую продукцию в морских портах Российской Федерации, расположенных в Южном федеральном округе, и корректироваться на коэффициент, характеризующий рентную долю, равный 2,7%. При этом если величина экспортной цены окажется ниже 300 долларов США за 1 тонну, то ставка акциза на сталь жидкую принимается равной нулю.

Согласно Закону в отдельный вид подакцизных товаров выделена сталь жидкая, выплавляемая в мартеновских, индукционных и (или) электрических сталеплавильных печах, при условии, если доля массы лома черных металлов в общей массе сырья, использованного для производства стали, за налоговый период составляет не менее 80%. Ставка акциза в отношении данного вида стали будет определяться по специальной формуле, учитывающей стоимость использованных налогоплательщиком стального лома, ферросплавов и легирующих элементов. При этом предусматривается ограничение максимального размера ставки акциза для данного вида стали – не более 1 тыс. рублей за 1 тонну.

В целях исключения двойного налогообложения при направлении продуктов (полупродуктов) металлургического производства (заготовок) на переплавку Законом предусматривается налоговый вычет сумм акциза на сталь жидкую.

Помимо этого, предусмотрено освобождение от уплаты акциза на сталь жидкую для отдельных категорий предприятий, в том числе для небольших сталелитейных предприятий (производство не более 1 тыс. тонн в месяц), машиностроительных предприятий, а также организаций, производящих специальную сталь и включенных в перечень таких предприятий, утверждаемый Министерством промышленности и торговли Российский Федерации по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации. При этом организация, производящая специальную сталь, включается в указанный перечень при условии производства такой стали не более 300 тыс. тонн в год и вправе применять освобождение только в части использования стали жидкой, являющейся специальной сталью.

Одновременно Федеральным законом «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», принятым Государственной Думой 16 ноября 2021 года, предусмотрено установление норматива зачисления акциза на сталь жидкую в федеральный бюджет в размере 83% и в бюджеты субъектов Российской Федерации в размере 17%. Данная мера позволит нивелировать возможное образование выпадающих доходов бюджетов субъектов Российской Федерации в результате косвенного влияния изменений на поступления налога на прибыль организаций.

Следует также отметить, что согласно сопроводительным материалам к проекту федерального закона № 1258295–7 «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» объем предполагаемых поступлений по новому виду акциза ожидается в размере 61,6 млрд рублей в 2022 году, 59,1 млрд рублей в 2023 году, 58,8 млрд рублей в 2024 году.

Вместе с тем комитет считает необходимым проводить в 2022 году мониторинг поступлений акциза на сталь жидкую и налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации и в случае возникновения выпадающих доходов региональных бюджетов рекомендовать Правительству Российской Федерации предусмотреть их компенсацию.

Кроме того, используемые в Кодексе понятия винодельческой продукции приведены в соответствие с отраслевым законодательством, что позволит избежать риски возникновения правовой неопределенности в отношении данных видов подакцизных товаров. Также в целях снижения административной нагрузки установлено, что в целях реализации права на налоговый вычет в налоговый орган одновременно с налоговой декларацией по акцизам представлению подлежат только сведения о лицензиях (вместо копий таких лицензии).

Законом предусматривается освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) доходов, полученных налогоплательщиком в виде грантов, премий, призов, подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных их организаторами, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень и являющимися некоммерческими организациями, учрежденными в соответствии с указами Президента Российской Федерации, или учрежденными ими некоммерческими организациями. Таким образом, от НДФЛ будут освобождены указанные доходы, полученные не только за счет грантов Президента Российской Федерации, но также за счет иных источников.

Закон расширяет перечень освобождаемых от НДФЛ доходов. Так, от налогообложения освобождаются доходы, полученные физическими лицами в рамках стимулирующих мероприятий для граждан, принявших участие в вакцинации от новой коронавирусной инфекции, а также в связи с выполнением мероприятий в целях догазификации населенных пунктов до границ земельных участков, принадлежащих налогоплательщикам, без взимания платы с налогоплательщиков на основании актов Правительства Российской Федерации.

Также от обложения НДФЛ освобождаются доходы в виде оплаты труда работников в размере, не превышающем 12 792 рублей, выплаченные работодателями, получившими субсидии из федерального бюджета, предоставляемые субъектам малого и среднего предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям в рамках мер государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Данные средства также освобождаются от обложения страховыми взносами.

Кроме того, в целях исполнения поручения Президента Российской Федерации по итогам его участия в заседании ХХ съезда Всероссийской политической партии «Единая Россия» 19 июня 2021 года Законом освобождаются от обложения НДФЛ доходы семей с двумя и более детьми, полученные от продажи жилья независимо от срока его нахождения в собственности, при условии приобретения нового жилья в целях улучшения жилищных условий. Действие указанных льгот будет распространено на доходы, полученные начиная с налогового периода 2021 года.

Законом вносятся изменения в части установления государственной пошлины за проведение экспертизы, предоставление и подтверждение разрешения на применение незарегистрированного медицинского изделия для диагностики in vitro. Указанные изменения связаны с принятием Федерального закона от 30 апреля 2021 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и статьи 12 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», предусматривающего урегулирование вопросов проведения диагностических исследований in vitro с применением изготовляемых в медицинской организации незарегистрированных медицинских изделий. Как следует из финансового-экономического обоснования, доходы от введения указанной пошлины составят в 2022–2024 годах по 3 млрд рублей ежегодно.

Изменениями по налогу на прибыль организаций установлено, что доходы в виде субсидий, которые получены из федерального и (или) регионального бюджета субъектами малого и среднего бизнеса, относящимися к социально-ориентированным некоммерческим организациям, в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции, не учитываются при определении налоговой базы по данному налогу. Также при определении налоговой базы по налогу на прибыль у налогоплательщиков не учитываются доходы в виде грантов, премий, призов, подарков в денежной и (или) натуральной формах по результатам участия в соревнованиях, конкурсах, иных мероприятиях, предоставленных организаторами таких мероприятий, включенными в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень.

На основе правоприменительной практики уточняются:

— порядок применения повышающих (понижающих) коэффициентов к норме амортизации в отношении основных средств, являющихся предметом договора финансовой аренды (лизинга);

— условия отнесения к прочим расходам арендных (лизинговых) платежей за арендуемое (принятое в лизинг) имущество (в том числе земельные участки);

— расходы на приобретение имущества, переданного в лизинг.

Согласно Закону к внереализационным расходам налогоплательщиков для целей налогообложения налогом на прибыль относятся перечисленные бюджетными учреждениями в федеральный бюджет денежные средства, которые получены от предоставления права использования исключительных прав на изобретения или секреты производства в отношении вакцины для профилактики новой коронавирусной инфекции.

Закон устанавливает налоговый режим для отдельных добывающих отраслей (металлургия, угольная отрасль), а также производителей минеральных удобрений, в части обложения налогом на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ). В частности, предусматривается переход на специфические ставки НДПИ в отношении апатит-штаффелитовых, апатит-магнетитовых и маложелезистых апатитовых руд и увеличение рентного коэффициента до 7 в отношении апатит-нефелиновых, апатитовых и фосфоритовых руд. При налогообложении коксующегося угля вводится формульный расчет с учетом средней за налоговый период мировой цены на уголь коксующийся в соответствии с индексом австралийской биржи. В соответствии с финансово-экономическим обоснованием доходы федерального бюджета в 2022–2024 годах должны увеличиваться более, чем на 180 млрд рублей ежегодно.

Вместе с тем комитет отмечает, что вопрос изменения налогообложения угольной отрасли требует оценки влияния этого изменения как на смежные отрасли, так и на бюджеты субъектов Российской Федерации.

При подготовке проекта федерального закона ко второму чтению в Государственной Думе в него были внесены поправки, устанавливающие новый налоговый вычет по НДПИ в отношении нефти, добытой в границах Ханты-Мансийского района Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Согласно Закону предельный размер налогового вычета в налоговом периоде по каждому участку недр, являющемуся предметом соглашения о добыче, не может превышать 833 млн рублей за налоговый период в совокупности по всем участкам недр. Также вычет не применяется с налогового периода, в котором сумма налоговых вычетов впервые составит сумму более 99 960 млн рублей.

По мнению комитета, вносимые изменения не соотносятся с оценкой сумм налоговых расходов (раздел «Налоги и сборы на рентные доходы»), представленных к проекту федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Следует также отметить, что Кодексом уже предоставлены налоговые вычеты на сумму 6,8 млрд рублей для месторождений, расположенных в границах Ханты-Мансийского автономного округа — Югры. Поэтому необходимость установления нового налогового вычета нуждается в дополнительном обосновании.

Законом установлены льготы по транспортному налогу для определенного круга лиц, на которых зарегистрированы транспортные средства, имеющие место нахождения в федеральной территории «Сириус». Такие льготы действовали на территории «Сириуса», когда она входила в состав Краснодарского края. Изменения обусловлены новым видом публично-правового образования федеральной территории «Сириус».

Кроме того, Законом предусмотрены льготы по транспортному налогу для лиц, имеющих трех и более несовершеннолетних детей, в отношении легковых автомобилей и автобусов с мощностью двигателя до 150 л. с., а также для родителей ребенка-инвалида — в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л. с. Также освобождены от уплаты транспортного налога организации и физические лица, имеющие электромобили с мощностью двигателя до 150 л. с.

Указанные льготы предоставляются в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.

В целях сохранения налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций для федеральной территории «Сириус» установлены нормы аналогичные действующим в настоящее время на территории Краснодарского края.

 Законом изменяется порядок исчисления земельного налога в отношении земельных участков, которые используются не по целевому назначению. Земельные участки, которые отнесены к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, и не используются для сельскохозяйственного производства, будут облагаться земельным налогом по ставке 1,5% с момента выявления нарушения земельного законодательства государственным надзорным органом.

 Устанавливается порядок применения 10%-го ограничения роста сумм земельного налога и налога на имущество физических лиц в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка и объекта имущества.

Законом предусматривается снижение с 5 млн до 500 тыс. рублей минимального объема осуществляемых индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом капитальных вложений (инвестиций), который необходим резидентам свободного порта Владивосток для получения права применять пониженные тарифы страховых взносов.

Данная мера направлена на исполнение поручения Президента Российской Федерации и установление равных условий с резидентами территории опережающего социально-экономического развития, расположенной на территории Дальневосточного федерального округа, для которых установлен минимальный объем вложений (инвестиций) 500 тыс. рублей.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации».