Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год» (проект № 1219627–7)

Рассмотрев Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год», принятый Государственной Думой 19 октября 2021 года, комитет отмечает следующее.

Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось в условиях экономического кризиса, причиной которого стали карантинные меры, приведшие к почти двухмесячному ограничению свободы передвижения граждан и работы учреждений, что вызвало ухудшение ситуации на рынке труда и падение доходов, а также значительное снижение цен на нефть. Приостановка экономической деятельности привела к заметному спаду практически во всех видах экономической деятельности, ускорению роста цен и ослаблению курса рубля.

Объем ВВП в текущих рыночных ценах составил 106 967,5 млрд рублей (в 2019 году – 109 241,5 млрд рублей), что меньше показателя, принятого первоначально в расчетах к Федеральному закону от 2 декабря 2019 года № 380‑ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Федеральный закон № 380-ФЗ) при его утверждении (112 863 млрд рублей), и показателя, утвержденного при его уточнении Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 52- ФЗ (113 631 млрд рублей).

Снижение ВВП по итогам 2020 года составило 3,0% (по оценке Международного валютного фонда, сокращение в среднем по миру составило 3,3%), при этом значительный отрицательный вклад внес нефтегазовый сектор, пострадавший от снижения котировок и действия ограничений в рамках сделки ОПЕК +.

В среднем за 2020 год мировая цена на нефть марки «Юралс» составила 41,4 доллара США за баррель, что на 35,2% ниже среднего уровня предыдущего года (63,8 доллара США за баррель).

Объем экспорта товаров в стоимостном выражении в 2020 году существенно сократился и составил 332,2 млрд долларов США (по сравнению с 419,9 млрд долларов США в 2019 году), что было вызвано самым масштабным в современной истории падением спроса на нефть. Стоимостной объем товарного импорта также несколько сократился и составил 254,6 млрд долларов США (по сравнению с 254,3 млрд долларов США в 2019 году), что было обусловлено сокращением внутреннего спроса и ослаблением рубля, что привело к увеличению стоимости импорта в рублевом выражении.

Торговый баланс в 2020 году сократился до 91,8 млрд долларов США (с 165,3 млрд долларов США в 2019 году), а дефицит баланса услуг снизился до 17,4 млрд долларов США (с 36,7 млрд долларов США в 2019 году).

Под влиянием негативной динамики нефтяных котировок начала года и тенденции к оттоку капитала, а также нарастания геополитических и санкционных рисков, номинальный курс национальной валюты заметно ослаб: с 64,73 рубля за доллар США в 2019 году до 71,94 рубля за доллар США в 2020 году.

Темпы роста индекса потребительских цен (традиционного показателя инфляции) по итогам 2020 года составили 4,9%, что выше показателя 2019 года (3%). Основной вклад в ускорение роста цен внесло удорожание плодоовощной продукции, а также непродовольственных товаров на фоне ослабления курса рубля.

По сравнению с предыдущим 2019 годом, когда объем инвестиций в основной капитал увеличился на 2,1%, в 2020 году он снизился на 1,4%. Сокращение инвестиций в основной капитал оказалось меньше, чем снижение ВВП. Так поддержку инвестиционной деятельности оказала реализация инфраструктурных проектов и восстановление роста в строительстве во втором полугодии (по итогам 2020 года инвестиции в строительную отрасль выросли на 9%).

Уровень безработицы составил на конец 2020 года 5,8% (больше показателя 2019 года на 1,2 процентных пункта). Таким образом, уровень безработицы оставался на достаточно низком уровне как в историческом контексте (в кризис 2008–2009 годов безработица в отдельные месяцы превышала 9%), так и в сравнении с другими странами (в США показатель достиг максимума в апреле 2020 года — 14,4%). Рост безработицы сдерживала реализация программ грантовой и кредитной поддержки организаций пострадавших отраслей, а также другие меры отраслевой поддержки.

Сокращение реальных располагаемых денежных доходов населения (на 2,8% за год) происходило за счет снижения доходов от предпринимательской деятельности и прочих денежных поступлений, тогда как реальные начисленные заработные платы и реальные назначенные пенсии росли (на 3,8% и 2,3% соответственно).

В структуре денежных доходов населения доля социальных выплат выросла до 20,8%, а оплаты труда — до 58,5%. Одновременно достигла локального минимума доля доходов от предпринимательской деятельности — 5,2%, доходов от собственности — 4,1% и прочих денежных поступлений — 11,1%.

Исполнение федерального бюджета в 2020 году осуществлялось с учетом законодательно установленных особенностей в целях финансового обеспечения мероприятий, связанных с предотвращением влияния ухудшения экономической ситуации на развитие отраслей экономики, профилактикой и устранением последствий распространения коронавирусной инфекции.

Законодательно было установлено право Правительства Российской Федерации осуществлять государственные внутренние (внешние) заимствования Российской Федерации с превышением верхнего предела государственного внутреннего (внешнего) долга Российской Федерации, установленного Федеральным законом № 380-ФЗ, а также с превышением показателей программ государственных внутренних (внешних) заимствований Российской Федерации.

Были приостановлены нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации об утверждении федеральным законом о федеральном бюджете объема использования средств Фонда национального благосостояния (далее – ФНБ) на покрытие дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Комитет отмечает значительный рост объема ФНБ за 2020 год, который в рублевом эквиваленте по состоянию на 1 января 2021 года составил 13 545,7 млрд рублей и по сравнению с объемом на 1 января 2020 года увеличился на 5 772,6 млрд рублей, или в 1,7 раза.

Объем использования средств ФНБ составил 293,5 млрд рублей, из них в целях финансирования дефицита федерального бюджета – 289,8 млрд рублей, в целях софинансирования пенсионных накоплений — 3,7 млрд рублей. Совокупный доход от управления средствами ФНБ в 2020 году составил 345,3 млрд рублей, или в 5,6 раза больше оценки на 2020 год (62,1 млрд рублей). В 2020 году доходы от управления средствами ФНБ на его формирование не направлялись и использовались на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета.

Законодательно было установлено, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2020 году общий объем расходов федерального бюджета может быть увеличен без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете с соответствующим увеличением резервного фонда Правительства Российской Федерации в определенных случаях.

Также были установлены дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в Федеральный закон № 380-Ф3 в случае перераспределения бюджетных ассигнований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При этом предусмотрено, что указанные перераспределения должны быть рассмотрены Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований в текущем финансовом году и плановом периоде (далее — Комиссия).

В целях поддержки регионов была установлена возможность перенести период погашения реструктурированных бюджетных кредитов, увеличен срок предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатка средств на счете бюджета, предусмотрены другие меры.

В рамках антикризисных программ были предприняты меры налоговой политики, включающие проведение «налогового маневра» путем снижения прямых налогов на труд малых и средних предприятий и реструктуризацию сроков уплаты налоговых платежей. Кроме того, в 2020 году утвержден ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на стимулирование инвестиционной активности и совершенствование налогового администрирования.

Доходы федерального бюджета в 2020 году составили 18 719,1 млрд рублей, что на 1 874,5 млрд рублей, или на 9,1%, меньше показателя (20 593,6 млрд рублей), установленного Федеральным законом № 380-ФЗ (с изменениями). При этом по сравнению с 2019 годом они уменьшились на 1 469,7 млрд рублей, или на 7,3%, и составили 17,5% по отношению к ВВП, что на 1 процентный пункт ниже уровня 2019 года (18,5%).

Налоговые доходы составили 13 576,1 млрд рублей, или 85,9% суммы, рассчитанной исходя из показателей уточненного прогноза к Федеральному закону № 380-ФЗ (с изменениями), неналоговые доходы — 4 015,0 млрд рублей, или 84,1%, безвозмездные поступления – 1 128,0 млрд рублей, что в 49,4 раза больше прогнозируемой суммы.

Снижение объема поступлений доходов федерального бюджета за 2020 год по сравнению с прогнозируемым объемом произошло за счет уменьшения поступлений нефтегазовых доходов (налога на добычу полезных ископаемых в виде нефти — на 1 797,5 млрд рублей, вывозных таможенных пошлин на нефть и газ — на 640,7 млрд рублей) при одновременном увеличении поступлений акциза на нефтяное сырье, направленное на переработку, на 436,2 млрд рублей и росте ненефтегазовых доходов (прочих безвозмездных поступлений в федеральный бюджет – на 1 066,3 млрд рублей и доходов от управления средствами ФНБ — на 283,3 млрд рублей).

На уменьшение доходов по сравнению с прогнозными значениями оказали влияние снижение мировых цен на нефть марки «Юралс» и природный газ, изменение структуры и объемов налогооблагаемой добычи нефти, в том числе с учетом снижения добычи в рамках сделки ОПЕК+, а также поэтапное снижение вывозной таможенной пошлины на нефть и нефтепродукты в рамках «завершения налогового маневра».

Расходы федерального бюджета исполнены в сумме 22 821,6 млрд рублей, что на 3 155,6 млрд рублей, или на 16%, больше расходов федерального бюджета, утвержденных Федеральным законом № 380-ФЗ (с изменениями), и меньше на 1 020,9 млрд рублей, или на 4,3%, показателей, установленных сводной бюджетной росписью с изменениями. По сравнению с 2019 годом расходы федерального бюджета за 2020 год увеличились на 4 607,0 млрд рублей, или на 25,3%, а их удельный вес в ВВП увеличился на 4,6 процентных пункта и составил 21,3%.

В общей структуре расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации в 2020 году основную долю занимают расходы на социальную политику (6,5% ВВП), расходы на национальную экономику (3,3% ВВП) и на национальную оборону (3,0% ВВП).

Несмотря на законодательно предоставленные возможности по перераспределению средств федерального бюджета в ходе его исполнения, объем неисполненных бюджетных ассигнований составил 1 020,9 млрд рублей, что сопоставимо с объемом неиспользованных ассигнований за 2019 год (1 121,0 млрд рублей).

В 2020 году значительно увеличился объем нераспределенных зарезервированных бюджетных ассигнований, по сравнению с предыдущим годом он вырос с 234,3 млрд рублей до 422,0 млрд рублей (на 80,0%).

Комитет отмечает, что объем положительных изменений сводной бюджетной росписи составил почти 50,0% кассовых расходов (11 378,3 млрд рублей), что является самым высоким объемом перераспределения бюджетных ассигнований за последние 10 лет.

При внесении изменений в сводную бюджетную роспись увеличены бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации на сумму 4 455,0 млрд рублей, в том числе на основании 14 распоряжений Правительства Российской Федерации (3 400,2 млрд рублей) и 44 решений Комиссии (1 051,0 млрд рублей), а также в связи с экономией, полученной по результатам заключения государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд (3,8 млрд рублей).

В 2020 году принято более 150 решений Правительства Российской Федерации (открытая часть) о выделении средств резервного фонда Правительства Российской Федерации на решение вопросов, связанных с финансовым обеспечением мероприятий, направленных на развитие отраслей экономики, профилактику и устранение последствий распространения коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации, оказание помощи заболевшим, поддержку граждан в условиях пандемии.

По оценке Счетной палаты Российской Федерации (далее — Счетная палата), на указанные цели выделены бюджетные ассигнования в размере 2 855,6 млрд рублей, из них наибольшие объемы бюджетных ассигнований были направлены на:

предоставление межбюджетного трансферта бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование — 941,4 млрд рублей;

социальную поддержку семей, имеющих детей — 569,3 млрд рублей;

предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации для обеспечения оказания медицинской помощи больным новой коронавирусной инфекцией — 378,2 млрд. рублей;

осуществление выплат стимулирующего характера за особые условия труда и дополнительную нагрузку медицинским работникам, оказывающим медицинскую помощь гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция — 231,7 млрд рублей;

поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства — 117,1 млрд рублей и другие мероприятия.

Кроме того, бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в объеме 1 203,5 млрд рублей были выделены на:

предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности — 100,0 млрд рублей;

субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на финансовое обеспечение осуществления ежемесячной денежной выплаты на детей — 99,2 млрд рублей;

осуществление единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 75-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов — 61,5 млрд рублей;

предоставление субсидии в виде имущественного взноса Российской Федерации в государственную корпорацию Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в целях ускоренного расселения аварийного жилищного фонда — 50,0 млрд рублей и другие мероприятия.

Следует отметить, что в 2020 году значительно увеличился объем невостребованных средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (410,6 млрд рублей), что в 2,4 раза больше, чем в 2019 году (169,4 млрд рублей).

Дебиторская задолженность по выданным авансам увеличилась за 2020 год на 718,8 млрд рублей, или на 18,0%, и на 1 января 2021 года составила 4 712,6 млрд рублей, или 20,6% кассовых расходов федерального бюджета за 2020 год.

Наибольший объем в структуре дебиторской задолженности составила задолженность по государственному оборонному заказу (более 60% общей суммы дебиторской задолженности) и по бюджетным инвестициям (более 10% общей суммы). Оставшаяся часть задолженности сложилась по специальным расходам, научно-исследовательским, опытно-конструкторским и технологическим работам, субсидиям и прочим направлениям.

В 2020 году 41 главному распорядителю предоставлены 492 субсидии юридическим лицам (за исключением федеральных бюджетных и автономных учреждений, государственных корпораций (госкомпаний), публично-правовых компаний) в сумме 1 146,7 млрд рублей, или 96,0% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями. По сравнению с 2019 годом расходы на предоставление субсидий юридическим лицам увеличились на 34,0%.

В 2020 году кассовое исполнение бюджетных ассигнований на предоставление 51 взноса в уставные капиталы 40 акционерных обществ (далее — АО) составило 186,6 млрд рублей, или 211,1% бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 380-ФЗ (с изменениями), и 99,9% объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью с учетом изменений. По сравнению с 2019 годом расходы на предоставление взносов в уставные капиталы АО уменьшились на 11,1%.

По итогам 2020 года кассовое исполнение бюджетных ассигнований на предоставление 18 имущественных взносов Российской Федерации составило 280,5 млрд рублей, или 345,7% бюджетных ассигнований, утвержденных Федеральным законом № 380-ФЗ (с изменениями), и 84,3% объема бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели сводной бюджетной росписью с учетом изменений. По сравнению с 2019 годом расходы на предоставление имущественных взносов Российской Федерации уменьшились на 12,7%.

По результатам контрольных мероприятий Счетной палаты были установлены факты недостаточной результативности использования взносов в уставные капиталы АО на осуществление бюджетных инвестиций. Также Счетной палатой отмечается, что значительные объемы средств, предоставленные государственным корпорациям (государственной компании), как и в прошлые годы, используются не в полном объеме и размещаются на депозитах и счетах в кредитных организациях, по которым государственные корпорации (государственная компания) получают проценты по неснижаемому остатку средств на счете.

Общий объем временно свободных средств государственных корпораций и государственной компании по состоянию на 1 января 2021 года составил порядка 202,0 млрд рублей (на 1 января 2020 года — порядка 184,0 млрд рублей). При этом доходы государственных корпораций и государственной компании от инвестирования временно свободных средств за 2020 год составили около 7,3 млрд рублей (за 2019 год — около 8,4 млрд рублей).

Сводной бюджетной росписью с учетом изменений бюджетные ассигнования на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы (далее — ФАИП), по данным Минфина России, утверждены в сумме 902,6 млрд рублей (открытая часть), что на 65,1 млрд рублей, или на 7,8%, больше соответствующих бюджетных ассигнований, установленных Федеральным законом № 380-ФЗ.

Кассовое исполнение расходов на реализацию ФАИП по итогам 2020 года (на основе данных Федерального казначейства) составило в общем объеме 803,1 млрд рублей, или 89,9% объема бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью (в 2019 году — 76,8%). Объем неисполнения указанных расходов составил 99,5 млрд рублей, что на 97,3 млрд рублей, или на 49,4%, меньше, чем в 2019 году (196,8 млрд рублей).

В 2020 году продолжают оставаться низкими темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов государственными заказчиками. По данным Минэкономразвития России из 237 объектов, предусмотренных к вводу в 2020 году, завершено строительство и введены в эксплуатацию 156 объектов, или 65,8% (в 2019 году — 188 объектов, или 74,9%). Не введен 81 объект, или 34,2% от общего количества объектов, подлежавших вводу (в 2019 году — 63 объекта, или 25,1%).

Низкие темпы строительства и ввода в эксплуатацию объектов ФАИП обусловлены в том числе тем, что в ФАИП включаются объекты, не обеспеченные утвержденными проектной документацией с положительным заключением государственной экспертизы, нормативными правовыми актами. Объем бюджетных ассигнований на объекты без проектной документации на 1 января 2020 года составил 71,6 млрд рублей, без пообъектной детализации — 110,6 млрд рублей, без необходимых нормативных правовых актов — 107,0 млрд рублей, что в общей сумме составило 289,2 млрд рублей, или 34,5% объема финансирования ФАИП.

Федеральным законом № 380-ФЗ в 2020 году предусмотрено финансовое обеспечение реализации национальных проектов в объеме 2 129,6 млрд рублей. В соответствии с показателями уточненной росписи объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию национальных проектов составил 2 206,7 млрд рублей. Исполнение национальных проектов по итогам 2020 года составило 2 149,1 млрд рублей, или 97,4% от уточненной росписи.

По состоянию на 1 января 2021 года расходы на реализацию 43 государственных программ Российской Федерации (далее – госпрограммы) исполнены в сумме 14 546,8 млрд рублей, или 95,6% показателя сводной бюджетной росписи с изменениями (открытая часть).

По результатам оценки Счетной палаты, средний уровень эффективности установлен по 18 госпрограммам, или 41,9% общего количества госпрограмм (в 2019 году — по 20 госпрограммам, или 47,6%), низкий уровень эффективности — по 12 госпрограммам, или 27,9 % (в 2019 году — по 11 госпрограммам, или 26,2%). Не подлежали оценке эффективности 13 госпрограмм, или 30,2% (в 2019 году — 11 госпрограмм, или 26,2%).

По 8 госпрограммам уровень исполнения составил ниже 90,0% (в 2019 году — по 10 госпрограммам). Наиболее низкий уровень исполнения установлен по госпрограмме «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» — 74,6% бюджетных ассигнований, предусмотренных сводной бюджетной росписью с изменениями, госпрограмме «Космическая деятельность России» — 82,0%, госпрограмме «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности» — 84,0%.

Низкая эффективность реализации госпрограмм потребовала осуществления перехода с 2022 года к новой системе управления, предусматривающей структурирование программных мероприятий, перевод государственных программ на проектные принципы управления, что должно способствовать повышению эффективности государственных программ как инструмента для достижения национальных целей развития Российской Федерации. Комитет отмечает необходимость обеспечения скорейшего завершения работы по корректировке всех государственных программ Российской Федерации в соответствии с новой системой управления.

В 2020 году федеральный бюджет исполнен с дефицитом в размере (‑) 4 102,5 млрд рублей, или 3,8% ВВП.

Ненефтегазовый дефицит составил (-) 9 337,7 млрд рублей, или (-) 8,7% ВВП, при предусмотренном в расчетах к Федеральному закону № 380-ФЗ (с изменениями) годовом ненефтегазовом дефиците в размере (-) 6 596,2 млрд рублей или (-) 5,8% ВВП.

Исполнение федерального бюджета по источникам финансирования дефицита в 2020 году составило 4 102,5 млрд рублей, в том числе по источникам внутреннего финансирования дефицита (с учетом остатков) — 4 403,2 млрд рублей и источникам внешнего финансирования дефицита — (-) 300,8 млрд рублей.

В 2020 году государственный долг Российской Федерации увеличился на 5 373,0 млрд рублей, или на 39,6%, и по состоянию на 1 января 2021 года составил 18 940,4 млрд рублей (17,7% ВВП). При этом государственный внутренний долг Российской Федерации увеличился на 4 579,5 млрд рублей, или на 45,0%, и составил 14 751,4 млрд рублей, государственный внешний долг Российской Федерации в рублевом эквиваленте увеличился на 793,5 млрд рублей, или на 23,4%, и составил 4 189,0 млрд рублей (в долларах США увеличился на 1,9 млрд, или на 3,4%, и составил 56,7 млрд долларов США).

Доходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2020 году составили 14 901,2 млрд рублей и превысили первоначально прогнозируемый объем на 779,1 млрд рублей (на 5,5%). При этом объем собственных доходов без учета межбюджетных трансфертов составил 11 203,0 млрд рублей, что выше объемов 2019 года (11 184,4 млрд рублей).

По отношению к общим доходам бюджетов бюджетной системы Российской Федерации доля собственных доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составила 29,3%, что выше на 1,1 процентного пункта итогов 2020 года (28,2%).

Комитет отмечает, что сохраняется значительная зависимость региональных бюджетов от предоставления финансовой помощи из федерального бюджета. Так, доходы 34 субъектов Российской Федерации более чем на 40% сформированы за счет безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, из них у 13 субъектов Российской Федерации указанная доля составляет свыше 60%.

Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации составили 15 577,7 млрд рублей, в том числе без учета межбюджетных трансфертов – 11 879,3 млрд рублей.

В 2020 году кассовые расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации исполнены ниже показателей сводной бюджетной росписи с изменениями на 944,6 млрд рублей, или на 5,7%. В результате консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом 676,6 млрд рублей, что по оценке Счетной палаты является максимальным показателем за последние 10 лет.

Количество субъектов Российской Федерации, исполнивших консолидированный бюджет с профицитом, уменьшилось до 28 регионов (в 2019 году — 50 регионов). Консолидированные бюджеты 57 субъектов Российской Федерации исполнены с дефицитом (в 2019 году – 35 регионов).

Комитет отмечает необходимость продолжать разработку и реализацию комплексных мер по созданию условий для повышения финансовой самодостаточности регионов и поощрению их стремления к дальнейшему наращиванию экономического потенциала, при этом сохраняя и при необходимости усиливая финансовую поддержку из федерального бюджета с целью сокращения дифференциации в уровне экономического развития и бюджетной обеспеченности регионов.

В соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета с учетом изменений общий объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации в 2020 году составил 3 804,8 млрд рублей (3,6% ВВП), что на 41,1% больше законодательно утвержденных расходов.

По сравнению с 2019 годом объем расходов федерального бюджета на предоставление межбюджетных трансфертов увеличился на 54,9%, в том числе по субсидиям — в 1,8 раза, по субвенциям — на 52,9%, по иным межбюджетным трансфертам — на 52,4%, по дотациям — на 41,4%. Увеличение объема межбюджетных трансфертов в основном связано с выделением средств, предусмотренных мерами государственной поддержки в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.

В общем объеме межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджетам субъектов Российской Федерации, доля дотаций составила 35,2% и уменьшилась на 3,5 процентного пункта по сравнению с 2019 годом, субсидий — 27,4% и увеличилась на 4,1 процентного пункта, субвенций — 16,4%, иных межбюджетных трансфертов — 21,0% (последние уменьшились незначительно — на 0,2% и на 0,4% соответственно).

Кассовые расходы по предоставлению межбюджетных трансфертов в целом составили 3 698,4 млрд рублей, или 97,2% показателя сводной бюджетной росписи.

Расходы федерального бюджета на предоставление бюджетам субъектов Российской Федерации дотаций составили 1 303,7 млрд рублей, или 99,7% показателя сводной бюджетной росписи (увеличились на 379,7 млрд рублей по сравнению с 2019 годом), субсидий — 1 011,5 млрд рублей, или 94,2% (увеличились в 1,8 раза), субвенций — 606,2 млрд рублей, или 97,9% (увеличились на 52,9%), иных межбюджетных трансфертов — 777,0 млрд рублей, или 96,6% (увеличились на 52,4%).

Следует отметить неравномерность расходования регионами межбюджетных трансфертов в течение финансового года, в 4 квартале 2020 года субъектами Российской Федерации израсходовано 36,0% годового объема перечисленных межбюджетных трансфертов. При этом необходимо отметить неравномерность расходования регионами субсидий (41,4% годового объема) и иных межбюджетных трансфертов (52% годового объема).

По состоянию на 1 января 2021 года объем остатков межбюджетных трансфертов на счетах субъектов Российской Федерации вырос по сравнению с 2019 годом в 5,9 раза и составил 7,7 млрд рублей, в том числе 5,2 млрд рублей за счет возврата субъектами Российской Федерации дотаций.

Комитет отмечает риски в обеспечении устойчивости бюджетов субъектов Российской Федерации, связанные с существенным объемом накопленных долговых обязательств субъектов Российской Федерации, который в 2020 году составил 27,3% налоговых и неналоговых доходов бюджетов регионов (в 2019 году 22,5%). При этом объем государственного долга 3 субъектов Российской Федерации превысил 100% объема налоговых и неналоговых доходов их бюджетов, в 39 регионах превышение составило 50%.

По итогам 2020 года объем государственного долга регионов составил 2 496,0 млрд рублей и увеличился за год на 383,1 млрд рублей, или на 18,1%. При этом доля задолженности по кредитам, полученным субъектами Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, уменьшилась на 4,4 процентного пункта и составила 22,8%.

Доля бюджетных кредитов, привлеченных в бюджеты субъектов Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, увеличилась по сравнению с началом года на 2,3 процентного пункта и составила 44,2%. Это связано с реализацией мер по замещению рыночных заимствований бюджетными кредитами, реструктуризации бюджетных кредитов и предоставлению льготных бюджетных кредитов на реализацию инфраструктурных проектов. В декабре 2020 года 53 субъектам Российской Федерации предоставлены бюджетные кредиты для погашения бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов на общую сумму 223,6 млрд рублей.

Комитет полагает необходимым продолжать реализацию указанных мер с учетом постоянного мониторинга показателей государственного долга субъектов Российской Федерации. При этом целесообразно предусмотреть возможность дополнительного замещения бюджетными кредитами из федерального бюджета задолженности по рыночным заимствованиям субъектов Российской Федерации, реализующих индивидуальные программы социально-экономического развития, а также рассмотреть возможность расширения направлений использования средств субъектов Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности по бюджетным кредитам.

Учитывая значительную (68,3%) долю задолженности по кредитам, полученным муниципальными образованиями от кредитных организаций, в общем объеме долга муниципальных образований, входящих в состав субъектов Российской Федерации, который на 1 января 2021 года составил 387,6 млрд рублей, комитет полагает целесообразным разработать дополнительные меры поэтапного снижения объемов муниципального долга без увеличения государственного долга соответствующего субъекта Российской Федерации.

Коррупциогенных факторов в рассматриваемом Федеральном законе не выявлено.

Учитывая вышеизложенное, комитет считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «Об исполнении федерального бюджета за 2020 год».