Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 1.1 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре Сколково» (проект № 1160798–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 11 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре Сколково» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации в целях повышения эффективности мер, принимаемых для достижения целей и задач, поставленных перед институтами развития государством.

Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон «О государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» и Федеральный закон «О внесении изменения в статью 251 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Федеральным законом к целям деятельности государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» (далее — ВЭБ.РФ) отнесено также повышение качества жизни граждан Российской Федерации. Для ее достижения при осуществлении предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ВЭБ.РФ исходит из приоритетности достижения общественно полезных экономических и социальных целей развития, создания условий для решения социальных проблем граждан и общества (социальное предпринимательство).

В соответствии с Федеральным законом ВЭБ.РФ осуществляет права и несет обязанности в отношении юридических лиц, участником (членом) которых является, осуществляет права учредителя в отношении созданных им юридических лиц и институтов развития, определяет стратегию и основные направления их деятельности, формирует стандарты политики управления рисками и временно свободными денежными средствами, оказывает им финансовую и гарантийную поддержку.

Федеральный закон устанавливает, что ВЭБ.РФ участвует в управлении институтами развития в части:

— определения стратегии и основных направлений деятельности;

— достижения ключевых показателей эффективности деятельности, применения методик (порядка) их расчета и определения их целевых значений в рамках мониторинга достижения целевых значений ключевых показателей эффективности деятельности;

— формирования стандартов политики управления рисками и осуществления контроля их уровня;

— формирования стандартов управления временно свободными денежными средствами;

— участия институтов развития в реализации отдельных проектов и комплексных программ, предусмотренных учредительными документами.

Для обеспечения участия в управлении институтами развития ВЭБ.РФ получает право запрашивать информацию о деятельности, знакомиться с бухгалтерской и иной документацией по вопросам осуществления ими хозяйственной деятельности и корпоративного управления.

Кроме того, ВЭБ.РФ на основании решения Правительства Российской Федерации вправе осуществлять:

— от имени Российской Федерации права акционера (участника) институтов развития, акции (доли в уставном капитале) которых находятся в собственности Российской Федерации, а также осуществлять полномочия собственника имущества и учредителя являющихся институтами развития федеральных государственных учреждений, автономных некоммерческих организаций и фондов;

— финансовую и гарантийную поддержку отдельных институтов развития;

— мероприятия по реорганизации или ликвидации институтов развития, подлежащих ликвидации в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, в том числе предусматривающие возможность передачи на основании решения Правительства Российской Федерации всего ранее принадлежащего таким институтам развития имущества, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, или части такого имущества в собственность ВЭБ.РФ в качестве дополнительного имущественного взноса Российской Федерации, а также вправе осуществлять функции институтов развития после их ликвидации, за исключением функций, осуществление которых передано федеральным органам исполнительной власти;

— координацию деятельности корпорации развития малого и среднего предпринимательства, а также принимать участие в управлении деятельностью корпорации развития малого и среднего предпринимательства (далее – Корпорация МСП) по вопросам, связанным с достижением целей и задач корпорации.

Согласно Федеральному закону в целях оказания поддержки институтам развития ВЭБ.РФ является получателем государственной поддержки в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, выступает агентом Правительства Российской Федерации по вопросам реализации мер государственной поддержки институтов развития, реализует иные мероприятия в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации и наблюдательного совета.

Также Федеральный закон предусматривает создание в структуре органов управления ВЭБ.РФ координационных комитетов, основная задача которых заключается в рассмотрении вопросов осуществления ВЭБ.РФ координации деятельности институтов развития по отдельным приоритетным направлениям инвестирования.

Федеральный закон наделяет Корпорацию МСП правом открывать депозиты и субординированные депозиты в кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, а также в ВЭБ.РФ.

Помимо этого, Федеральный закон наделяет Правительство Российской Федерации правом определять минимальную долю находящихся в собственности Российской Федерации акций Корпорации МСП, а также вводит норму о нераспространении на Корпорацию МСП требований законодательства Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

Кроме того, Федеральный закон устанавливает ограничения по срокам предоставления государственной поддержки для исполнения Корпорацией МСП обязательств по независимым гарантиям и поручительствам в целях обеспечения исполнения обязательств субъектов малого и среднего предпринимательства по кредитным договорам, заключенным с российскими кредитными организациями.

Федеральный закон отменяет необходимость согласования внесения изменений в учредительные документы управляющей компании территориально обособленного комплекса инновационного центра «Сколково» с постоянно действующим координационным органом при Правительстве Российской Федерации.

Комитет полагает, что реализация Федерального закона будет способствовать централизации управления институтами развития в Российской Федерации и позволит повысить эффективность мер, принимаемых для достижения целей и задач, поставленных государством перед такими институтами.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившей силу части 11 статьи 8 Федерального закона «Об инновационном центре Сколково».