Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1143296–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации с целью дополнения норм бюджетного законодательства Российской Федерации, устанавливающих особенности исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году.

Так, Федеральным законом приостанавливается до 1 января 2022 года действие положения абзаца третьего пункта 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации о распределении между субъектами Российской Федерации бюджетных ассигнований, предусмотренных для предоставления субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации, только федеральным законом о федеральном бюджете.

Указанные изменения связаны с необходимостью перераспределения высвобождаемых бюджетных ассигнований на финансирование мероприятий по содействию занятости населения, стимулированию работодателей к найму работников, а также реализации программ профессионального обучения безработных граждан.

Кроме того, Федеральным законом:

Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать в 2021 году решения по перераспределению (распределению) между субъектами Российской Федерации субсидий на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ модернизации первичного звена здравоохранения, и субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации в случаях, в которых допускается внесение изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

устанавливаются дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в том числе в случае уменьшения (увеличения) расходов федерального бюджета, осуществляемых в случае и в пределах поступления отдельных видов доходов, на сумму уменьшения (увеличения) поступления соответствующих видов доходов, а также для уменьшения (увеличения) расходов на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния на основе заявки Пенсионного фонда Российской Федерации;

на 2021 год предусматривается норма, аналогичная действовавшей в 2020 году, о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов административных штрафов за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, если постановления о наложении указанных штрафов вынесены по результатам рассмотрения протоколов об административных правонарушениях, составленных должностными лицами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В ходе рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении в него был внесен ряд поправок.

Так, в связи со сроками проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации VIII созыва и начала работы Государственной Думы в осеннюю сессию в 2021 году приостанавливается положение Бюджетного кодекса Российской Федерации о предельном сроке рассмотрения Государственной Думой федерального закона об исполнении федерального бюджета за 2020 год до 1 октября. Кроме того, в целях создания необходимых правовых условий для завершения до конца 2021 года реализации законодательных инициатив в отношении налогов и сборов приостанавливается действие статьи 1741 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ограничивающей до 1 октября срок внесения в налоговое и бюджетное законодательство изменений, которые могут быть учтены в прогнозе доходов на следующий трехлетний бюджетный цикл.

Расширены основания для внесения в 2021 году изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете, в том числе в части бюджетных ассигнований, предусмотренных на финансовое обеспечение реализации национальных проектов (программ) и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, обеспечивающих достижение целей и выполнение задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года».

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 12 февраля 2021 года № Пр-214 предусматривается возможность увеличения общего объема расходов федерального бюджета, осуществляемых за счет резервного фонда Правительства Российской Федерации, в случае и в пределах увеличения прогнозируемого объема поступления дополнительных ненефтегазовых доходов при изменении прогноза социально-экономического развития, путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на 2021–2023 годы.

Федеральным законом предусматривается возможность перераспределения бюджетных ассигнований государственных внебюджетных фондов Российской Федерации путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись бюджетов соответствующих государственных внебюджетных фондов без внесения изменений в законы об их бюджетах, а также порядок принятия решений о таком перераспределении.

Следует отметить, что Федеральным законом на вводимые им дополнительные основания для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации распространяется требование о согласовании соответствующих решений с Комиссией Федерального Собрания Российской Федерации по перераспределению бюджетных ассигнований.

Федеральным законом устанавливается право Государственной корпорации «Ростех» в 2021 году по решению Правительства Российской Федерации использовать средства неиспользованных имущественных взносов Российской Федерации в размере до 200,0 млн. рублей на мероприятия по оснащению системами защищенной связи оборонно-промышленного комплекса заинтересованных органов государственной власти.

Правительству Российской Федерации предоставляется право принимать решения об использовании остатков средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), образовавшихся на 1 января 2021 года (за исключением остатков межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, а также остатков средств, являющихся источниками внутреннего финансирования дефицита бюджета ФФОМС) на обеспечение полномочий ФФОМС в сфере обязательного медицинского страхования с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись бюджета фонда с превышением общего объема расходов на 2021 год, утвержденных Федеральным законом «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов», без внесения изменений в указанный Федеральный закон.

В целях направления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий национального проекта «Безопасные качественные дороги», в том числе приведение в нормативное состояние искусственных сооружений на региональных и местных автомобильных дорогах, региональных дорог, строительство путепроводов, Федеральным законом:

норматив распределения в 2022 – 2024 годах между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, являющихся источником формирования дорожных фондов, сохранен на уровне 2021 года;

период доведения норматива распределения акцизов в региональные бюджеты до 100 % продлевается до 2025 года.

Комитет отмечает, что действующим законодательством предусмотрено доведение до субъектов Российской Федерации норматива зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты до 100 % к 2024 году (в 2021 году – 74,9 %, в 2022 году – 83,3 %, в 2023 году – 91,6 %, в 2024 году – 100 %).

Федеральным законом предусматривается в 2022–2024 годах определение норматива зачисления доходов от акцизов на нефтепродукты в субъекты Российской Федерации на уровне 2021 года (74,9 %) с установлением в 2025 году 100 %.

Дополнительные доходы федерального бюджета будут направлены на предоставление межбюджетных трансфертов в целях строительства и реконструкции автомобильных дорог, приведения их и искусственных сооружений в нормативное состояние в субъектах Российской Федерации.

Порядок и проект распределения соответствующих межбюджетных трансферов по субъектам Российской Федерации будут разработаны Минтрансом России и рассмотрены на трехсторонней комиссии.

Необходимо отметить, что одновременно Федеральным законом приостанавливаются до 2025 года положения:

о зачислении в федеральный бюджет налоговых доходов от акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, по нормативу 12 процентов;

о зачислении в бюджеты субъектов Российской Федерации акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, — по нормативу 88 процентов.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2021 году“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».