Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (проект № 1112338–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации с целью совершенствования регулирования процедур администрирования доходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Так, Федеральным законом закрепляются в Бюджетном кодексе Российской Федерации положения, определяющие:

утверждение Правительством Российской Федерации перечней главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) федерального бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом, а также порядка внесения изменений в указанные перечни;

утверждение перечней главных администраторов доходов (главных администраторов источников финансирования дефицита) бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, местного бюджета в соответствии с общими требованиями, которые должны быть установлены Правительством Российской Федерации;

утверждение перечней главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов доходов бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, не являющихся федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, публично-правовыми компаниями, Центральным банком Российской Федерации, органами управления государственным внебюджетным фондом, соответственно федеральным законом о федеральном бюджете, федеральным законом о бюджете государственного внебюджетного фонда Российской Федерации;

уточнение состава полномочий главных администраторов доходов бюджета;

включение в состав материалов, представляемых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с проектом федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период, расчетов по статьям классификации доходов федерального бюджета на текущий финансовый год и плановый период.

Также предусматривается закрепить в Бюджетном кодексе Российской Федерации применяемый в настоящее время Федеральным казначейством механизм уточнения невостребованных поступлений на его счета и возврата излишне уплаченных (взысканных) неналоговых платежей, срок (3 года), в течение которого осуществляется их возврат, а также формирование информации о зачислении (возврате) поступивших в бюджетную систему Российской Федерации денежных средств, уточнении вида и принадлежности платежа, в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах.

Кроме того, предусматривается закрепление в Бюджетном кодексе Российской Федерации на постоянной основе нормативов зачисления платы за публичный сервитут, предусмотренных статьей 2 Федерального закона от 2 декабря 2019 г. № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов», учитывая их стабильность и отсутствие необходимости в пересмотре.

В ходе рассмотрения проекта федерального закона во втором чтении в него был внесен ряд поправок.

Так, перечень налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации, дополнен государственной пошлиной за выдачу аттестата экскурсовода (гида, гида-переводчика) на туристических маршрутах.

Кроме того, уточнен норматив зачисления в федеральный бюджет налога на доходы физических лиц в части суммы налога, превышающей 650 тысяч рублей, относящейся к части налоговой базы, превышающей 5 миллионов рублей, в случае уплаты на основании налогового уведомления налогоплательщиками, для которых выполнено условие, предусмотренное абзацем четвертым пункта 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации, — 100 процентов.

Принимая во внимания планируемый эффект от повышения оперативности регулирования процедур администрирования доходов и источников финансирования дефицита бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также сроки формирования проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, комитет отмечает необходимость своевременной подготовки и утверждения Правительством Российской Федерации всех нормативных правовых актов для обеспечения реализации Федерального закона.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 19 статьи 1, который вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.

Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация не потребует дополнительных расходов федерального бюджета. Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».