Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1100997–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 17 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон предусматривает комплексное совершенствование положений Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон о контрактной системе) в целях упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и повышения их эффективности.

Федеральным законом задается оптимальная структура положений, регулирующих процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя), унифицируются требования к таким процедурам, совершенствуются отдельные вопросы информационного обеспечения контрактной системы и организации электронного документооборота.

Предусматривается существенное сокращение количества конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) до трех – конкурс, аукцион, запрос котировок. При этом исключаются двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений.

В целях упрощения порядка определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) предусмотрено сокращение положений, устанавливающих требования к извещениям и документациям о закупках, заявкам на участие в закупках, проводимых различными способами, требования к выбору заказчиком способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), и изложение этих требований в общих положениях об осуществлении закупок.

Федеральным законом исключается необходимость составления заказчиком документации о закупке, с включением всей информации о проводимой закупке исключительно в извещение об осуществлении закупки, формируемое в электронной форме в единой информационной системе в сфере закупок по единым формам электронных документов. Также предусматривается формирование и подписание соглашений, заключаемых заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) об изменении условий контракта, документа о приемке товара, работы, услуги, а также расторжение контракта в электронной форме с использованием единой информационной системы в сфере закупок.

Таким образом, реализуется концепция полной цифровизации закупок: документооборот на всех этапах будет осуществляться в электронном виде.

Кроме того, Федеральным законом уточняются положения об информационном взаимодействии единой информационной системы в сфере закупок с региональными и муниципальными информационными системами в сфере закупок в части подписания передаваемых документов.

Предусматривается оптимизация проведения совместных конкурсов и аукционов в части установления возможности их проведения несколькими уполномоченными органами различных субъектов Российской Федерации, что позволит осуществлять совместные межрегиональные конкурсы и аукционы.

Федеральным законом вводится «универсальная стоимостная предквалификация», предусматривающая возможность допуска к участию в закупках стоимостью свыше 20 млн рублей только участников, имеющих успешный опыт исполнения контракта, заключенного в соответствии с Законом о контрактной системе или Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» независимо от предмета закупки в объеме исполненных обязательств в размере не менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта. Комитет полагает, что реализация указанных изменений позволит исключить участие в закупках недобросовестных участников, фирм-однодневок.

Также Закон о контрактной системе дополняется новым случаем изменения существенных условий контрактов жизненного цикла и контрактов на строительство «под ключ», согласно которому цена таких контрактов может быть увеличена до 30 процентов по результатам государственной экспертизы проекта строительства. При этом в случае, если по итогам экспертизы сметная стоимость окажется ниже цены заключенного контракта, цена контракта подлежит обязательному уменьшению до результатов экспертизы.

В рамках установления дополнительных механизмов деофшоризации в сфере закупок устанавливается, что участник закупки не должен иметь в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не должен иметь выгодоприобретателей, являющихся офшорной компанией.

Предусматривается возможность установления условия контракта об удержании суммы неисполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований об уплате неустоек (штрафов, пеней) из суммы, подлежащей оплате поставщику (подрядчику, исполнителю).

Совершенствуется предоставление гарантий в качестве обеспечения заявок и контрактов. Понятие банковской гарантии заменяется на понятие независимой гарантии, которая помимо банков может выдаваться государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» и фондами содействия кредитованию, соответствующими установленным в Федеральном законе требованиям. Предусматривается ведение перечня региональных гарантийных организаций, который подлежит размещению на официальном сайте федерального органа исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Кроме того, уточняются положения, допускающие право заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта.

В целях обеспечения непрерывности участия в закупках устанавливается, что на заблокированные на специальном счете денежные средства не может быть обращено взыскание по обязательствам участника закупки. Данная норма также распространена на случай использования специальных счетов участников закупок при участии в закупках в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В целях совершенствования процедуры обжалования в сфере закупок предусмотрено требование о соответствии участника закупки, обжалующего положения документации о закупке, требованию об «универсальной стоимостной предквалификации», что исключит возможность недобросовестных участников закупки обжаловать закупки, в которых такие участники не имеют права участвовать.

Кроме того, Федеральным законом устанавливается порядок прекращения доступа к содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок информации, которая может привести к распространению сведений, составляющих государственную тайну.

Федеральный закон содержит и другие новации, которые, по мнению комитета, обеспечат повышение эффективности контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Вместе с тем комитет отмечает, что во внесенном в Государственную Думу проекте федерального закона содержались положения, к которым у сенаторов Российской Федерации имелись замечания.

Так, проектом федерального закона исключалась возможность субъектов Российской Федерации своими законодательными актам определять режим закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров, работ и услуг, что может негативно отразиться, в частности, на обеспечении регионов лекарственными препаратами.

В проекте федерального закона не было учтено предложение Совета Федерации, направленное на предоставление возможности использования в системе закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд договоров финансирования под уступку денежного требования (договоров факторинга), при том, что услуга факторинга позволяет хозяйствующим субъектам, особенно малым и средним предприятиям ускорить получение денежных средств по исполненному контракту.

Также в проекте внесенного федерального закона не нашли отражения положения, направленные на поддержку в рамках контрактной системы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также положения, развивающие офсетные контракты.

В целях устранения недостатков и замечаний сенаторами Российской Федерации Н.А. Журавлевым, А.Д. Артамоновым, И.Н. Абрамовым, Л.С. Гумеровой, С.Н. Рябухиным, И.Ю. Святенко, П.В. Таракановым были подготовлены поправки к проекту федерального закона, которые были приняты Государственной Думой.

В результате Федеральным законом устанавливается отлагательный срок вступления в силу с 1 июля 2023 года положений, предусматривающих исключение положений Закона о контрактной системе об определении единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) законодательными актами субъектов Российской Федерации. Одновременно в результате достигнутых договоренностей до вступления в силу вышеуказанной нормы сенаторы Российской Федерации совместно с Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными лицами будут прорабатывать законодательные решения, направленные на совершенствование действующего механизма закупок лекарственных средств в субъектах Российской Федерации в целях бесперебойного обеспечения ими граждан.

Кроме того, на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации допускаются изменения существенных условий контракта (увеличение цены контракта не более чем на тридцать процентов), предметом которого являются выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ.

В части развития офсетных контрактов предусматривается возможность заключения офсетного контракта не только на создание производства товара, но и на создание имущественного комплекса для оказания услуг.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».