Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 972589–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 8 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, И.Ю. Моляковым и А.А. Гетта.

Федеральным законом реализуется правовой механизм инвестиций в компании с использованием договора конвертируемого займа в целях стимулирования роста частных инвестиций в бизнес-проекты, которые находятся на стадии становления и роста.

Так, Федеральным законом определяются особенности эмиссии акций во исполнение договора конвертируемого займа. Формулируется определение договора конвертируемого займа, а также определяются действия, совершаемые нотариусом в связи с увеличением уставного капитала общества с ограниченной ответственностью во исполнение договора конвертируемого займа.

Существенными условиями договора конвертируемого займа являются срок, иные условия и (или) обстоятельства, при наступлении которых займодавец вправе предъявить требование об участии в капитале хозяйственного общества, а также цена, по которой будут приобретаться акции (доли), или порядок ее определения. При этом договор конвертируемого займа подлежит единогласному одобрению всеми участниками общества – заемщика.

Договор конвертируемого займа заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами, и подлежит нотариальному удостоверению. Несоблюдение нотариальной формы влечет за собой ничтожность договора конвертируемого займа.

Важно отметить, что общество, являющееся кредитной организацией или некредитной финансовой организацией, либо общество, имеющее стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, либо общество, которое создано в процессе приватизации и акции которого находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставляют более чем 25 процентов голосов на общем собрании акционеров, не вправе являться заемщиком по договору конвертируемого займа.

Комитет полагает, что устанавливаемый Федеральным законом механизм будет способствовать обеспечению баланса интересов между инвесторами и получателями инвестиций, уравновешивая их риски.

Комитет обращает внимание на то, что во втором чтении в проект федерального закона были внесены изменения, направленные на совершенствование законодательного регулирования системы обязательной маркировки товаров средствами идентификации.

В частности, вводится понятие как импортер товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации. Это юридическое лицо, аккредитованный филиал иностранного юридического лица в Российской Федерации или индивидуальный предприниматель, осуществляющие ввоз товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в Российскую Федерацию.

В целях поддержки добросовестных участников оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке, расширяются их права на получение информации из государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации (далее – информационная система). Так, импортерам товаров, подлежащих обязательной маркировке, предоставляется возможность безвозмездно получать содержащуюся в информационной системе информацию о ввезенных ими в Российскую Федерацию товарах. В настоящее время такое право есть только у производителей товаров в отношении произведенных ими товаров.

В целях обеспечения защиты правообладателей товарных знаков им предоставляется право безвозмездно получать информацию о факте регистрации в информационной системе товаров с их товарными знаками и вводе в оборот товаров, индивидуализированных принадлежащим им товарным знаком. Такое право на получение информации включает в себя в том числе право на получение информации о лице, которое осуществляет регистрацию в информационной системе или ввод в оборот соответствующего товара, код идентификации такого товара, его наименование и количество.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».