Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1170972–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях реализации отдельных положений основных направлений налоговой политики. Закон вносит изменения в более чем 14 глав Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в части налога на добавленную стоимость, акцизов, налога на доходы физических лиц, налога на прибыль организаций, государственной пошлины, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, налога на добычу полезных ископаемых, единого сельскохозяйственного налога, упрощенной системы налогообложения, патентной системы налогообложения, налога на имущество организаций, транспортного налога, налога на имущество физических лиц и страховых взносов.

При рассмотрении в Государственной Думе проекта федерального закона во втором чтении было принято 80 поправок, которые существенно расширили предмет правового регулирования. Поправки были подготовлены депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым,

 С.И. Неверовым и другими, сенатором Российской Федерации

 А.А. Турчаком, а также Правительством Российской Федерации.

Основные изменения состоят в следующем.

По налогу на добавленную стоимость (далее – НДС).

Законом устанавливается обязанность для налогоплательщиков по удержанию и уплате НДС у их поставщиков товаров (работ, услуг) — иностранных организаций:

— не состоящих на учете в налоговых органах либо состоящих на учете в налоговых органах только в связи с нахождением на территории Российской Федерации принадлежащих им недвижимого имущества, транспортных средств либо в связи с открытием счета в банке;

— состоящих на учете в налоговых органах по месту нахождения их обособленных подразделений на территории Российской Федерации.

Законом предусматривается, что суммы НДС, принятые к вычету налогоплательщиком по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению также в случае передачи управляющей компании паевого инвестиционного фонда имущества в доверительное управление.

Законом продлевается на один год (до 31.12.2022 года) применение пониженной ставки НДС в размере 10% в отношении услуг по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа, осуществляемым через промежуточные пункты маршрута перевозки.

Законом предусмотрено освобождение от НДС организаций и индивидуальных предпринимателей, которые оказывают услуги общественного питания, при выполнении следующих условий:

— их доходы не более 2 млрд рублей в год;

— удельный вес доходов от реализации указанных услуг не менее 70% в общем объеме доходов;

— среднемесячный размер выплат работнику не ниже размера среднемесячной заработной платы по данному виду экономической деятельности в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Условие о размере среднемесячной заработной плате действует с 2024 года. Таким организациям и индивидуальным предпринимателям также предоставлена возможность применения пониженных тарифов страховых взносов в размере 15% при соблюдении указанных условий.

Согласно Закону от обложения НДС освобождаются представляемые на безвозмездной основе меры поддержки субъектов предпринимательства, реализуемые федеральными и региональными органами исполнительной власти, институтами развития и организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

По акцизам.

Законом вносятся изменения в порядок определения расчетной стоимости и максимальной розничной цены табачных изделий, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки. При этом исключается обязанность налогоплательщиков подавать уведомление о минимальных розничных ценах на табачную продукцию.

Предусмотрена индексация ставок акцизов на 2024 год с учетом прогнозируемого уровня инфляции в размере 4 процента.

Скорректированы размеры коэффициента, применяемого при определении вычета сумм акциза на виноград, и порядок применения такого вычета. Налогоплательщики, приобретающие виноград по договорам купли-продажи, смогут претендовать на получение данного вычета только в случае заключения такого договора с лицом, являющимся собственником винограда, выращенного на принадлежащих этому лицу виноградниках.

Законом уточняются условия реализации с 1 января 2022 года права на «обратный» акциз на этан и сжиженные углеводородные газы, а также порядок расчета количества выработанного бензина для организаций, полностью или частично завершивших до 1 января 2024 года мероприятия, предусмотренные соглашением о модернизации нефтеперерабатывающих мощностей. Расширяются основания применения прогрессивной ставки акциза на сжиженные углеводородные газы. Уточняется порядок предоставления вычета по акцизам в отношении бункерного топлива. Такой вычет будет предоставляться только в случае приобретения средних дистиллятов у российской организации. При этом освобождаются от обложения акцизом лица, производящие средние дистилляты и осуществляющие бункеровку водных судов иностранных организаций.

В целях совершенствования демпфирующего механизма, применяемого при определении налогового вычета по акцизу на нефтяное сырье, из формулы определения размера демпфирующей надбавки к налоговому вычету по акцизу на нефтяное сырье исключаются дальневосточные надбавки, применяемые с целью возмещения затрат на перевозку моторного топлива в направлении Дальневосточного федерального округа. Также снижается с 1 мая по 31 декабря 2021 года условное значение средней оптовой цены реализации на территории Российской Федерации автомобильного бензина АИ-92 класса 5 (с 56 300 рублей до 52 300 рублей), а с 1 января 2022 года – уровень ежегодной индексации условных значений средних оптовых цен автомобильного бензина АИ-92 класса 5 и дизельного топлива класса 5 (с 5% до 3%).

Следует отметить, что снижение указанных параметров приведет к увеличению суммы «обратного» акциза, то есть к увеличению объемов возмещения из федерального бюджета.

По налогу на доходы физических лиц (далее – НДФЛ).

Законом предлагается отменить обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию в случае получения дохода от реализации недвижимого имущества, находившегося в его собственности менее минимального предельного срока владения, в размере, не выше имущественных налоговых вычетов при продаже имущества (250 тыс. рублей либо 1 млн рублей). Следует отметить, что согласно статье 119 Кодекса за непредставление налоговой декларации предусмотрено привлечение к ответственности в виде штрафа в размере не менее 1 тыс. рублей.

Уточняется, что минимальный предельный срок владения жилым помещением, приобретенным налогоплательщиком по договору участия в долевом строительстве, исчисляется с момента полной оплаты первоначальной стоимости жилья по такому договору без учета возможной доплаты за увеличение его площади после ввода в эксплуатацию соответствующего объекта строительства.

Законом установлено, что информация о выплаченных физическим лицам суммах процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории Российской Федерации, передается банками в налоговые органы в электронной форме. Порядок представления указанной информации будет утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Законом уточняется порядок определения налоговой базы по НДФЛ при реализации или мене акций (долей участия), находящихся в собственности налогоплательщика более 5 лет, и удержания налоговым агентом НДФЛ с выплат купонных доходов по государственным ценным бумагам (по аналогии с порядком, предусмотренным по налогу на прибыль организаций).

Кроме того, Законом уточняется порядок вступления в силу Федерального закона от 5 апреля 2021 года № 88-ФЗ «О внесении изменений в статью 219 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в части предоставления социального налогового вычета в сумме, уплаченной налогоплательщиком за оказанные ему физкультурно-оздоровительные услуги» в целях своевременной разработки и утверждения акта Правительства Российской Федерации, предусматривающего порядок формирования и ведения перечня физкультурно-спортивных организаций, индивидуальных предпринимателей, необходимого для предоставления указанного социального налогового вычета с налогового периода 2022 года.

По налогу на прибыль организаций.

Уточняется порядок налогообложения целевых отчислений от букмекеров, полученных общероссийскими спортивными федерациями или профессиональными спортивными лигами, в связи с изменениями, внесенными в законодательство, регулирующее деятельность по организации и проведению азартных игр.

Законом определено, что к доходам, которые не учитываются при определении налоговой базы, относятся доходы в виде работ (услуг), имущественных прав, полученных безвозмездно от органов государственной власти, органов местного самоуправления, корпорации развития малого и среднего предпринимательства, в рамках выполнения ими возложенных на них полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства.

С учетом правоприменительной практики уточняется порядок учета расходов по осуществлению работ, связанных с реконструкцией (модернизацией) объекта основного средства после окончания срока его полезного использования.

Согласно Закону расширяется перечень расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы за счет расходов
на приобретение результатов интеллектуальной деятельности по договору
об отчуждении или лицензионному договору.

Уточняется перечень расходов на формирование резервов по сомнительным долгам. Теперь безнадежными долгами признаются суммы прекращенных перед налогоплательщиком — кредитной организацией денежных обязательств по уплате задолженности по кредитному договору. При этом должны выполняться следующие условия:

кредит должен быть предоставлен на восстановление предпринимательской деятельности в период с 1 января по 31 декабря 2021 года;

— в отношении кредитного договора кредитной организации в 2021 и (или) в 2022 году предоставлялась субсидия по процентной ставке в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Закону при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитываются расходы в виде платежей в целях возмещения ущерба, пеней, штрафов, санкций, перечисляемых в бюджет.

Продлевается до 2024 года действие нормы Кодекса по 50%‑му ограничению переноса на будущее убытков, полученных налогоплательщиками в предыдущих налоговых периодах при исчислении налога на прибыль организаций в связи с перераспределением ставки налога на прибыль из регионального бюджета в федеральный бюджет.

Законом предоставлено право субъектам Российской Федерации устанавливать для организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению по лицензионному договору прав использования результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат налогоплательщику и зарегистрированы в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, пониженные налоговые ставки по налогу на прибыль организаций, подлежащему зачислению в их бюджеты. Такие налоговые ставки применяются при условии ведения раздельного учета доходов (расходов), полученных (понесенных) в рамках такой деятельности.

Также Законом предусмотрен для организаций культуры перенос сроков уплаты налога на прибыль за 2020–2021 годы на март 2022 года и освобождение их от уплаты авансовых платежей по указанному налогу за эти периоды, а также такие организации освобождаются от обязанности представлять налоговые декларации за указанные периоды.

Уточняется порядок (условия) применения налоговой ставки по налогу на прибыль организаций к налоговой базе, определяемой налогоплательщиками – участниками региональных инвестиционных проектов, включенных в реестр таких проектов.

Законом увеличивается перечень налогооблагаемых доходов, которые выплачиваются иностранной организацией. К таким доходам будет относиться процентный доход от долговых обязательств иностранной организации, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство. При этом задолженность, по которой выплачиваются проценты, обусловлена деятельностью постоянного представительства.

По государственной пошлине.

Законом устанавливается государственная пошлина за следующие услуги:

— государственную регистрацию прав, ограничений прав и обременений объектов сетей газораспределения и сетей газопотребления, созданных при выполнении мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, а также за государственную регистрацию сделок с указанными объектами недвижимости, если такие сделки подлежат государственной регистрации в соответствии с федеральным законом, — в размере 2 тыс. рублей;

— приведение перечня юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией выпусков эмиссионных ценных бумаг, за совершение которых уплачивается государственная пошлина, в соответствие с перечнем таких регистрационных действий, которые Банк России совершает в настоящее время согласно действующей редакции Федерального закона от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» — в размере 35 тыс. рублей.

 Согласно Закону освобождаются от уплаты государственной пошлины дети-инвалиды, инвалиды с детства в отношении тех юридически значимых действий, в отношении которых предусмотрены льготы для инвалидов I и II групп при обращении в суды общей юрисдикции, а также за совершение нотариальных действий.

При продлении лицензий и иных разрешений, сроки действия которых продлены в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, Закон наделяет налогоплательщика правом на зачет уплаченных сумм государственной пошлины в счет сумм, подлежащих уплате за совершение аналогичных действий.

По налогу на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и налогу на дополнительный доход (далее – НДД).

Закон вносит изменения в формулу расчета коэффициента НБУГ, характеризующего надбавку за изменение механизма демпфера. В формулу расчета добавлен коэффициент, характеризующий изменение демпфера в 2021 году – Кк2021. Вносимые корректировки влияют на расчет налоговой ставки НДПИ за 1 тонну добытой нефти (за исключением нефти, в отношении которой исчисляется НДД). Принимая во внимание, что условное значение средней оптовой цены за бензин на 2021 год в соответствии с Законом снижено, реализация предусмотренных мер повлечет выпадающие доходы федерального бюджета. В связи с этим в целях их частичной компенсации в формулы расчетов коэффициентов Законом вносятся корректировки, позволяющие увеличить налоговую нагрузку для нефтедобывающих компаний.

Аналогичные изменения вносятся в формулу расчета коэффициента, характеризующего уровень налогообложения нефти, добываемой на участках недр, в отношении которой исчисляется НДД – Кндд.

Комитет обращает внимание, что Закон устанавливает неравные условия налогообложения для налогоплательщиков-участников рынка углеводородного сырья, так как воспользоваться демпфером смогут только те компании, которые располагают собственной нефтепереработкой. Таким образом, для компаний, которые занимаются только нефтедобычей, «компенсационная составляющая» будет отсутствовать, в связи с чем налоговая нагрузка по НДПИ на них возрастет. В соответствии с внесенными изменениями произойдет снижение поступлений доходов от налога на прибыль организаций в бюджеты субъектов Российской Федерации, специализирующихся на добыче углеводородного сырья.

Кроме этого, Закон дает возможность применения налогового вычета по НДПИ, а также устанавливает формулы его расчета, при добыче нефти на участках недр, расположенных в границах Иркутской области для налогоплательщиков, реализующих проекты по созданию новых производственных мощностей по переработке этана и сжиженных углеводородных газов в товары, являющиеся продукцией нефтехимии.

Действие указанных положений Закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 мая 2021 года.

 По упрощенной системе налогообложения (далее — УСН).

Закон расширяет перечень расходов, учитываемых при определении налоговой базы по УСН, включив в него расходы на обеспечение мер по технике безопасности, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, расходы, связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, а также расходы на приобретение медицинских изделий для диагностики (лечения) новой коронавирусной инфекции по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации.

По транспортному налогу.

Законом предоставляется право субъектам Российской Федерации не только определять основания применения налоговых льгот по транспортному налогу, но и порядок их применения. Организации получают право беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по указанному налогу.

Устанавливается, что сумма налога исчисляется на основании сведений органов, осуществляющих государственную регистрацию транспортных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Законом определяется порядок налогообложения транспортного средства, право собственности, на которое прекращено в связи с его принудительным изъятием. Документы, подтверждающие принудительное изъятие транспортного средства, могут быть представлены в налоговый орган через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

По налогу на имущество организаций.

В соответствии с Законом продлевается на 2022 и 2023 годы действие пониженной ставки налога на имущество организаций в размере 1,6% в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью.

Определен порядок налогообложения объекта имущества, прекратившее свое существование в связи с гибелью.

Согласно Закону российские организации, имеющие право на налоговые льготы в отношении объектов налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, будут представлять в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы.

Устанавливается, что налог на имущество организаций подлежит уплате в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

По земельному налогу.

Изменяется порядок применения повышающего коэффициента (»2») при исчислении налога в отношении земельных участков, на которых осуществляется жилищное строительство и индивидуальное жилищное строительство. Указанный коэффициент будет применяться не в течение трехлетнего срока строительства, а в течение трехлетнего срока с даты государственной регистрации права на данные земельные участки.

Устанавливается льгота по уплате налога в отношении земельных участков, предоставляемых в собственность или постоянное пользование религиозным организациям для размещения зданий и сооружений религиозного и благотворительного назначения.

Организации получают право беззаявительного порядка предоставления налоговых льгот по указанному налогу.

По страховым взносам.

Законом предусматривается определение случаев возникновения обязанности по восстановлению и уплате страховых взносов у участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“.

Кроме того, в связи с отменой с 1 января 2021 года системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход от отдельных видов деятельности вносятся корректирующие изменения в Кодекс и Федеральный закон от 27 ноября 2018 года № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима „Налог на профессиональный доход“.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному к проекту федерального закона, реализация его положений может потребовать расходов федерального бюджета в размере 13,8 млрд рублей уже в 2021 году, а также 42,4 млрд рублей в 2022 году, 85,5 млрд рублей в 2023 году и 125,9 млрд рублей в 2024 году, которые должны быль учтены. Также в связи с продлением применения пониженной ставки по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования возникнут выпадающие доходы бюджетов субъектов Российской Федерации.

Принятие Закона потребует признания утратившими силу постановлений Правительства Российской Федерации и принятия приказов федеральных органов исполнительной власти.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».