Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1027267–7)

Комитет рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, и отмечает следующее.

Проект Закона был разработан депутатами Государственной Думы А.Д.Жуковым, О.В.Савастьяновой, И.Е.Марьяш, И.И.Мельниковым, И.В.Лебедевым, М.В.Емельяновым, сенаторами Российской Федерации Н.А.Журавлевым, А.Д.Артамоновым, С.П.Ивановым, А.А.Салпагаровым, В.В.Семеновым на основе анализа правоприменительной практики в данной сфере правоотношений и предложений, поступивших из регионов, а также с учетом принятия Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

Законом вносятся комплексные изменения в Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», в частности:

предлагается наделить контрольно-счетные органы муниципальных образований муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением правами юридического лица;

предусматривается возможность иметь более одного заместителя председателя контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации;

установлено, что должности председателя, заместителя председателя, аудитора контрольно-счетного органа относятся соответственно к государственным должностям субъекта Российской Федерации, муниципальным должностям;

законодательным (представительным) органам государственной власти субъекта Российской Федерации, представительным органам муниципального образования предоставляется право устанавливать должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации или должности муниципальной службы, относящиеся к инспекторским должностям;

конкретизируется порядок установления штатной численности контрольно-счетного органа;

уточняются квалификационные требования к гражданам, назначаемым на должность председателя, заместителей председателя и аудиторов контрольно-счетного органа субъекта Российской Федерации и контрольно-счетного органа муниципального образования;

вносятся изменения в перечень полномочий контрольно-счетных органов, как в части уточнения ранее установленных полномочий, так и дополнения перечня новыми полномочиями (в том числе, по осуществлению контроля за состоянием внутреннего и внешнего долга субъекта Российской Федерации и муниципального образования, по проведению аудита в сфере закупок товаров, работ и услуг);

устанавливается обязанность контрольно-счетных органов утверждать свои стандарты внешнего государственного и муниципального финансового контроля в соответствии с общими требованиями, утверждаемыми Счетной палатой Российской Федерации;

устанавливаются требования к руководителям проверяемых органов и организаций по обеспечению условий для должностных лиц контрольно-счетных органов, участвующих в контрольных мероприятиях;

вводится норма, обеспечивающая право контрольно-счетных органов на постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

уточняется порядок внесения и исполнения представлений и предписаний контрольно-счетного органа, при этом установлено, что невыполнение представления или предписания влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;

вводится отдельная статья, устанавливающая меры материального и социального обеспечения должностных лиц контрольно-счетных органов.

Необходимые соответствующие изменения вносятся Законом также в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (устанавливается, что председатель, заместитель председателя, аудитор контрольно-счетного органа муниципального образования являются лицами, замещающими муниципальную должность) и в Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (устанавливается, что сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, бесплатно предоставляются также председателям контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации, их заместителям для обеспечения деятельности указанных органов).

По мнению комитета, принятие и реализация Закона будет способствовать повышению эффективности деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, укреплению их организационной и функциональной независимости и созданию предпосылок для дальнейшего развития их потенциала.

Принятие Закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

С учетом изложенного комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».