Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» (проект № 1171664–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект был подготовлен Правительством Российской Федерации в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года и предложений Федерального Собрания Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации по оптимизации бюджетного процесса.

1. Федеральным законом предусмотрены положения в целях обеспечения предоставления бюджетных кредитов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов (далее – инфраструктурные кредиты).

Так, для субъектов Российской Федерации устанавливается возможность превышения установленных ограничений по параметрам дефицита бюджета субъекта Российской Федерации на сумму бюджетных ассигнований, направленных на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения которых являются инфраструктурные кредиты. В целях обеспечения целевого характера инфраструктурных кредитов предусматривается нераспространение на них действия принципа общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов. Также на бюджетные кредиты для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а также на инфраструктурные кредиты не распространяется ограничение по срокам предоставления бюджетных кредитов (не более 5 лет).

Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению порядка предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, а также инфраструктурных кредитов. Также Правительству Российской Федерации предоставлено право утверждения порядка отбора инфраструктурных проектов, финансирование которых планируется осуществлять за счет средств инфраструктурных кредитов.

При этом государственный финансовый контроль за соблюдением условий предоставления и использованием инфраструктурных кредитов будет осуществлять Федеральное казначейство в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Комитет отмечает, что согласно Федеральному закону, в Совет Федерации и Государственную Думу направляются и в установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации случаях и порядке подлежат рассмотрению трехсторонней комиссией по вопросам межбюджетных отношений проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающих:

— порядок предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации инфраструктурных кредитов;

— порядок отбора инфраструктурных проектов, источником финансового обеспечения расходов на реализацию которых являются инфраструктурные кредиты;

— порядок осуществления государственного финансового контроля за соблюдением условий предоставления и использованием инфраструктурных кредитов, условий соглашений об их предоставлении, условий контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения которых являются такие кредиты;

— распределение инфраструктурных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Федеральным законом устанавливается, что инфраструктурные кредиты не учитываются в объеме государственного долга субъекта Российской Федерации при проведении оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации.

Также предусматривается возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете в случае предоставления бюджету субъекта Российской Федерации инфраструктурного кредита. Данное изменение направлено на обеспечение возможности более оперативно корректировать объемы бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации при получении ими инфраструктурных кредитов.

Министерству финансов Российской Федерации дается право предоставить в 2021 году бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, со сроком погашения не ранее 2036 года включительно, по ставке не более 3% годовых.

Положения Федерального закона, регулирующие вопросы предоставления инфраструктурных кредитов, вступают в силу со дня опубликования Федерального закона.2. Предусматриваемые Федеральным законом изменения также касаются срока внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете. Так, предельный срок внесения в Государственную Думу проекта федерального закона о федеральном бюджете переносится с 1 октября на 15 сентября текущего года, что позволит обеспечить более ранние сроки заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов и последующего заключения контрактов до 1 января, а также возможность начать финансирование мероприятий с начала года. Необходимо отметить, что порядок и сроки рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период не изменяются.Перечень документов, на которых основывается составление проектов бюджетов, дополняется документами, определяющими цели национального развития Российской Федерации и направления деятельности органов публичной власти по их достижению.

При этом исключается требование о предоставлении в Государственную Думу в составе документов и материалов к проекту федерального закона о федеральном бюджете и проекту федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете информации о наличии решений о предоставлении земельных участков под строительство. Это исключит необходимость обоснования включения в проект федеральной адресной инвестиционной программы объектов капитального строительства, по которым отсутствует решения о предоставлении земельных участков под строительство, что будет способствовать ускорению осуществления капитальных вложений.

Также Федеральным законом увеличивается с 25 до 30 дней срок рассмотрения и утверждения федерального закона о внесении изменений в федеральный закон о федеральном бюджете. Указанные изменения вступают в силу с 1 января 2022 года. Исключается положение о том, что одновременно с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации Министерство экономического развития Российской Федерации осуществляет разработку основных направлений таможенно-тарифного регулирования.

3. Федеральным законом сокращаются сроки составления, представления, внешней проверки и утверждения годовой бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета, а также бюджетной отчетности об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Это позволит учитывать показатели бюджетной отчетности при составлении и рассмотрении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Комитет отмечает, что соответствующие предложения по поручению Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.И. Матвиенко прорабатывались комитетом с участием Министерства финансов Российской Федерации и Счетной палаты Российской Федерации, что нашло отражение в положениях Федерального закона в части сроков рассмотрения отчета Правительства Российской Федерации об исполнении федерального бюджета.

Так, срок представления главными распорядителями средств федерального бюджета, главными администраторами доходов федерального бюджета, главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета годовой бюджетной отчетности в Счетную палату Российской Федерации (далее – Счетная палата) сокращается на 15 дней (с 1 апреля на 15 марта текущего финансового года).

Это позволит с учетом сокращения сроков проведения проверки Счетной палатой соответствующей годовой финансовой отчетности с 1 июня до 1 мая текущего финансового года обеспечить представление Министерством финансов Российской Федерации проекта федерального закона об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год одновременно с уточненной по результатам проверки Счетной палатой годовой отчетностью об исполнении федерального бюджета в Правительство Российской Федерации в срок до 25 мая текущего финансового года.

Федеральным законом предусмотрено представление бюджетной отчетности, не содержащей сведения, отнесенные к государственной тайне, либо носящей конфиденциальный характер, посредством государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в электронной форме.

В соответствии с положениями Федерального закона, Правительство Российской Федерации рассматривает и представляет в Государственную Думу и Счетную палату проекты федеральных законов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации за отчетный финансовый год, годовые отчеты об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также иные документы и материалы к проектам указанных федеральных законов в срок до 15 июня текущего финансового года.

Таким образом, в Государственную Думу будет представляться отчетность, уже уточненная по результатам проверки Счетной палатой.

При этом сокращается срок подготовки и представления Счетной палатой в Государственную Думу и Правительство Российской Федерации заключения на годовой отчет об исполнении федерального бюджета до 15 дней с даты представления годового отчета об исполнении федерального бюджета Правительством Российской Федерации, при этом устанавливается положение о рассмотрении законопроекта об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год в течении 45 дней с даты его внесения Правительством Российской Федерации в Государственную Думу.

Изменения, касающиеся составления, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности, вступают в силу с 1 января 2022 года.

4. Также изменения, вносимые Федеральным законом, касаются регулирования вопросов реструктуризации бюджетных кредитов, ранее привлеченных субъектами Российской Федерации, и предусматривают особенности исполнения федерального бюджета в 2021 году.

Так, определяются основные условия предоставления на период до 2029 года бюджетных кредитов на погашение задолженности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по государственным (муниципальным) ценным бумагам, а также по кредитам, предоставленным субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям кредитными организациями, в объеме, обеспечивающем снижение указанной задолженности до 25% налоговых и неналоговых доходов, поступивших в бюджет субъекта Российской Федерации в 2020 году, и проведение Правительством Российской Федерации в устанавливаемом им порядке реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных субъектам Российской Федерации в декабре 2020 года.

Министерству финансов Российской Федерации дается право предоставить в 2021 году бюджетные кредиты бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета за счет уменьшения остатков средств федерального бюджета, образовавшихся на 1 января 2021 года, для погашения долговых обязательств по государственным ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, со сроком погашения по 2029 год включительно по ставке 0,1% годовых.

При этом вводится дополнительное основание для внесения в сводную бюджетную роспись изменений, связанных с предоставлением Министерством финансов Российской Федерации бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, без внесения изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов».

Также продляется срок действия положения о возможности списания задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов в установленном Правительством Российской Федерации порядке, установленное частью 8 статьи 16 Федерального закона от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

Следует отметить, что основным условием списания такой задолженности является направление средств бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемых в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, на осуществление бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры в целях реализации новых инвестиционных проектов, определяемых в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.

Порядок списания задолженности, методика расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов и перечень налоговых доходов определяются Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом до 1 января 2022 года приостанавливается действие положений Бюджетного кодекса Российской Федерации об установлении при утверждении бюджета целей предоставления бюджетных кредитов, условий и порядка их предоставления, бюджетных ассигнований для их предоставления, а также об установлении федеральным законом о федеральном бюджете целей предоставления бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации и размеров платы за пользование ими, в случае предоставления бюджетных кредитов для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, и инфраструктурных кредитов.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации».