Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 713218–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 26 мая 2021 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект был внесен в Государственную Думу сенатором Российский Федерации Н.А. Журавлевым, депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, О.А. Николаевым и другими.

Федеральный закон направлен на совершенствование регулирования актуарной деятельности в Российской Федерации.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации», Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах».

В целях обеспечения проверки достоверности оценки рисков или обусловленных наличием рисков финансовых обязательств негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций Федеральным законом регламентируются вопросы проведения ответственным актуарием проверки актуарного заключения по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности определенного круга финансовых организаций и подготовки отчета о результатах проверки актуарного заключения.

Так, вносимыми в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» изменениями вводится требование о проверке ответственным актуарием актуарного заключения, подготовленного по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, осуществляющей деятельность по добровольному страхованию жизни, обязательному страхованию, предусмотренному федеральным законом о конкретном виде обязательного страхования, перестрахованию. При этом обязанность по обеспечению проверки актуарного заключения возлагается на указанные организации.

По итогам проверки актуарного заключения подготавливается отчет о результатах проверки актуарного заключения, который ответственным актуарием направляется в Банк России, если иной порядок направления такого отчета в Банк России не установлен федеральными законами.

К результатам актуарной деятельности наряду с актуарным заключением и результатами актуарных расчетов отнесен отчет о результатах проверки актуарного заключения, определяемый как документ, который подготовлен по итогам проверки актуарного заключения, содержит мнение о достоверности актуарного заключения и предназначен для использования заказчиком, уполномоченным органом, иными заинтересованными лицами.

Федеральным законом вводится уточняющая норма, согласно которой субъект актуарной деятельности будет обязан обеспечивать хранение документов, их копий на бумажном носителе и (или) электронных документов, полученных или составленных в ходе осуществления актуарной деятельности, и данных, содержащихся в таких документах, в течение не менее пяти лет после года, в котором они были получены или составлены, а также размещать базы этих данных исключительно на территории Российской Федерации.

Федеральным законом определяется, что порядок подтверждения каждые пять лет ответственным актуарием соответствия требованиям, предъявляемым к ответственным актуариям, устанавливается Банком России.

Конкретизируются основания для исключения сведений об ответственном актуарии из единого реестра ответственных актуариев, для чего определяются понятия заведомо ложного актуарного заключения и систематического нарушения ответственным актуарием требований законодательства об актуарной деятельности. К таким основаниям также отнесено признание ответственного актуария судом недееспособным или ограничение его судом в дееспособности.

Устанавливается, что актуарное заключение признается заведомо ложным по решению суда. При этом определен перечень лиц, которые вправе обратиться с заявлением в суд о признании актуарного заключения заведомо ложным, в том числе Банк России и организация, в отношении которой подготовлено актуарное заключение.

Также устанавливается, что лицо, исключенное из саморегулируемой организации актуариев за нарушение законодательства об актуарной деятельности, а также лицо, исключенное из единого реестра ответственных актуариев в связи с предоставлением заведомо ложного актуарного заключения, грубого или систематического нарушения ответственным актуарием требований законодательства об актуарной деятельности, не может быть включено в указанный реестр в течение пяти лет со дня его исключения.

Федеральным законом запрещается проведение проверки актуарного заключения, подготовленного по итогам обязательного актуарного оценивания деятельности негосударственного пенсионного фонда, страховой организации, ответственным актуарием, состоящим в штате или являющимся аффилированным лицом такой организации, а также в других случаях, если у него может быть заинтересованность в проведении в отношении данной организации заведомо недостоверной оценки.

К полномочиям Банка России отнесено установление требований к отчету о результатах проверки актуарного заключения и иным результатам актуарной деятельности, порядку и срокам их представления и опубликования в установленных случаях.

Саморегулируемой организации актуариев дается право запрашивать у своих членов на условиях конфиденциальности результаты актуарной деятельности, документы и информацию, предоставленные заказчиком или организацией, деятельность которой является объектом актуарной деятельности, для осуществления актуарной деятельности, в целях осуществления контроля за проведением своими членами обязательного актуарного оценивания, а также проверки актуарного заключения и результатов актуарных расчетов для определения величины страховых резервов, обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и договорам негосударственного пенсионного обеспечения.

При этом к обязанностям саморегулируемой организации актуариев отнесено рассмотрение вопроса об исключении субъекта актуарной деятельности из своих членов за нарушение требований законодательства об актуарной деятельности, кодекса профессиональной этики, а также представление в Банк России по его запросу информацию, необходимую для осуществления им надзорных функций.

Федеральным законом оптимизируется состав документов, предоставляемых некоммерческой организацией для внесения в государственный реестр саморегулируемых организаций актуариев.

В случае невыполнения саморегулируемой организацией актуариев в установленный срок предписания об устранении выявленного нарушения Банку России предоставляется право, наряду с обращением в суд, потребовать от саморегулируемой организации актуариев замены лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа.

Соответствующие изменения в части проведения проверки актуарного заключения, подготовленного по итогам обязательного актуарного оценивания, вносятся в Закон Российской Федерации «Об организации страхового дела в Российской Федерации» и Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах». При этом также устанавливается, что отчет о результатах проверки актуарного заключения в Банк России должен быть представлен не позднее 1 июля года, следующего за отчетным годом, если иной срок не установлен Банком России.

Согласно Федеральному закону, негосударственный пенсионный фонд при осуществлении актуарных расчетов, в том числе на основании внутреннего документа, осуществляет расчет величины обязательств по договорам об обязательном пенсионном страховании и пенсионным договорам в случаях и в соответствии с требованиями, которые могут быть установлены Банком России. Для проведения таких расчетов он будет обязан привлекать актуария, если это предусмотрено нормативными актами Банка России.

Также вводится положение, согласно которому Банк России устанавливает требования к внутренним документам негосударственных пенсионных фондов, связанным с деятельностью по негосударственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию, или разработанным во исполнение требований, установленных законодательством к деятельности негосударственных пенсионных фондов.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней после дня его официального опубликования. При этом положение о проведении ежегодной проверки актуарного заключения применяется в отношении актуарных заключений, подготовленных после дня вступления в силу Федерального закона.

Реализация Федерального закона будет способствовать повышению надежности результатов актуарного оценивания в целях дальнейшего перехода к их использованию при расчете платежеспособности страховщика, а также повышению уровня доверия потребителей финансовых услуг к информации о финансовом состоянии страховых организаций и негосударственных пенсионных фондов и принятия ими более взвешенных решений при приобретении финансовых продуктов.

Коррупциогенные факторы не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об актуарной деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».