Рассмотрев Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 22 июля 2020 года, комитет отмечает следующее.
Федеральный закон внесен в Государственную Думу сенаторами Совета Федерации Н.А. Журавлевым, А.Н. Епишиным, В.В. Полетаевым, а также депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими в целях регулирования имущественных и иных отношений в процессе выпуска и обращения цифровых финансовых активов и цифровой валюты в Российской Федерации.
Федеральным законом определяются отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов, цифровой валюты, а также особенности деятельности оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, и оператора обмена цифровых финансовых активов. При этом необходимо отметить, что действие Федерального закона не распространяется на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.
Согласно Федеральному закону цифровыми финансовыми активами признаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг, которые закреплены в решении о выпуске цифровых финансовых активов, выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационной системе на основе распределенного реестра, а также в иных информационных системах.
Цифровая валюта — это совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и (или) принимаются в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей Российской Федерации, денежной единицей иностранного государства и (или) международной денежной или расчетной единицей, и (или) в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы, обязанных только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществления в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такой информационной системе ее правилам.
Существенным отличием цифровых финансовых активов от цифровых валют будет являться то, что в отношении цифрового финансового актива всегда существует обязанное лицо по требованию (обязательству), которое удостоверяет цифровой финансовый актив, в то же время в отношении цифровой валюты обязанного лица нет, как нет и требования (обязательства), лежащего в её основе. При этом цифровой финансовый актив как разновидность цифрового права, является объектом гражданских прав и в этой связи может выступать законным объектом гражданско-правовых сделок.
Комитет обращает внимание, что, несмотря на то, что цифровые финансовые активы могут быть объектом сделок купли-продажи, мены цифрового финансового актива одного вида на цифровой финансовый актив другого вида, а также использоваться в качестве залога, цифровые финансовые активы не являются и не признаются средством платежа.
Выпуск и учет цифровых финансовых активов будет осуществляться через оператора информационной системы и сопровождаться публикацией документов о лице, выпускающем цифровой финансовый актив, характеристике, условиях выпуска и возможность использования обеспечения этого актива. Купля-продажа цифровых финансовых активов, а также иные сделки осуществляются через операторов обмена цифровых финансовых активов. При этом лица, имеющие право на выпуск цифровых финансовых активов, могут быть только индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами, а приобретатели – любыми лицами (включая граждан), с возможными ограничениями по видам цифровых финансовых активов и по сумме приобретения для неквалифицированных инвесторов, установленными Банком России.
Оператор информационной системы должен быть российским юридическим лицом, осуществляющим свою деятельность на основе разрабатываемых и утверждаемых им правил, а также быть включенным в реестр операторов, ведение которого возложено на Банк России. Оператор информационной системы признается некредитной финансовой организацией и, соответственно, будет являться субъектом, поднадзорным Банку России.
Оператору информационной системы разрешается совмещать свою деятельность с деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов, а также без включения в реестр операторов обмена осуществлять деятельность по обеспечению совершения сделок с цифровыми финансовыми активами, но только с теми, которые были выпущены в его информационной системе.
Согласно Федеральному закону оператором обмена цифровых финансовых активов могут быть кредитные организации и организаторы торговли, а также иные российские юридические лица при условии, что они соответствуют установленным законом требованиям (включая требования к капиталу, учредителям и органам управления).
Банк России будет осуществлять ведение реестра операторов обмена цифровых финансовых активов, а также устанавливать требования к их деятельности. Так же, как и оператор информационной системы, оператор обмена цифровых финансовых активов признается некредитной финансовой организацией. Кроме того, Банк России определяет требования к содержанию правил обмена цифровых финансовых активов и осуществляет их согласование.
Оператор обмена цифровых финансовых активов сможет совмещать свою деятельность с деятельностью оператора обмена цифровых финансовых активов, а также с деятельностью оператора инвестиционной платформы, предусмотренной Федеральным законом «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В отношении цифровых валют Федеральным законом предусматривается, что организация выпуска и (или) выпуск, а также организация обращения цифровой валюты будет осуществляться в соответствии с принимаемыми в дальнейшем федеральными законами.
Кроме того, устанавливается запрет на распространение информации о предложении использования цифровой валюты в качестве средства платежа, а также на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые работы (услуги) или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
В соответствии с Федеральным законом организация выпуска цифровой валюты – это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение выпуска цифровой валюты. При этом выпуск цифровой валюты – это действия, направленные на предоставление возможностей использования цифровой валюты третьими лицами. В свою очередь, организация обращения цифровой валюты – это деятельность по оказанию услуг, направленных на обеспечение совершения гражданско-правовых сделок и (или) операций, влекущих за собой переход цифровой валюты от одного обладателя к другому.
В целях однозначного понимания «привязки» устанавливаемых запретов к территории и информационному пространству Российской Федерации Федеральным законом вводится понятие «объекты российской информационной инфраструктуры», к которым относятся «доменные имена и сетевые адреса, находящиеся в российской национальной доменной зоне, и (или) информационные системы, технические средства которых размещены на территории Российской Федерации, и (или) комплексы программно-аппаратных средств, размещенные на территории Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом также устанавливается запрет для российских юридических лиц, филиалов, представительств и иных обособленных подразделений международных организаций и иностранных юридических лиц, созданных на территории Российской Федерации, а также для физических лиц, фактически находящихся в Российской Федерации не менее 183 дней в году, на прием цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, оказываемые работы (услуги) или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).
Комитет отмечает, что в целях применения законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) цифровая валюта признается имуществом, а операторы информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, а также операторы обмена цифровых финансовых активов включаются в перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, с возложением на них обязанностей по реализации мер «антиотмывочного» законодательства.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».