Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (проект № 904447–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 12 марта 2020 года, комитет отмечает следующее.

Рассматриваемый Закон предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 2 декабря 2019 года № 380-ФЗ «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» (далее — Федеральный закон № 380-ФЗ), необходимых для финансового обеспечения расходных обязательств Российской Федерации в целях реализации Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 года (далее – Послание).

Министерством экономического развития Российской Федерации были представлены ожидаемые итоги социально-экономического развития в 2020 году, в соответствии с которыми в текущем году прогнозируется повышение темпов роста ВВП с 1,7% до 1,9% с учетом оценки эффективности мер, содержащихся в Послании. В 2021 – 2022 годах прогноз по темпам роста ВВП сохранен на уровне, учтенном при формировании Федерального закона № 380-ФЗ.

Общий объем ВВП увеличен в 2020 году на 768,0 млрд рублей (или 0,7%), в 2021 году – на 323,0 млрд рублей ( или на 0,3%), в 2022 году – на 342,0 млрд рублей (или на 0,3%).

Цена на нефть марки «Юралс» на 2020 год повышена с 57,0 до 57,7 долларов США за баррель. В 2021 – 2022 годах цена на нефть осталась без изменений: 56,0 и 55,0 долларов США за баррель соответственно.

С учетом динамики в начале года прогноз среднегодового курса рубля к доллару США скорректирован с 65,7 до 63,9 рубля за доллар США. Прогноз среднегодового курса национальной валюты США в 2021 – 2022 годах остался без изменений: 66,1 и 66,5 рублей за доллар США соответственно.

Прогнозируется улучшение динамики потребительской активности, в первую очередь, в связи с дополнительными мерами социальной поддержки, которые окажут положительное влияние на динамику реальных располагаемых доходов населения.

В 2019 году прекратилась тенденция стагнации доходов населения. Согласно оценке Росстата реальные располагаемые доходы населения по итогам 2019 года увеличились на 0,8% после 0,1% в 2018 году и значительного их снижения в 2014 – 2017 годах.

Прогноз по темпам роста реальных располагаемых доходов населения в 2020 году повышен с 1,5%, заложенных при подготовке Федерального закона № 380-ФЗ, до 1,9%, что окажет поддержку потребительскому спросу и повышению оборота розничной торговли с 0,6%, прогнозируемых при формировании Федерального закона № 380-ФЗ, до 1,3 процента.

В первой половине 2020 года прогнозировалось замедление инфляции с 3,0% по итогам 2019 года до 2,2 – 2,3% г/г в июне – июле. В дальнейшем ожидается восстановление темпов роста потребительских цен, в связи с чем прогноз по инфляции на конец 2020 года сохранен на уровне 3,0 процентов.

В 2021 – 2024 годах темпы роста инвестиций останутся в рамках тренда, обозначенного в Федеральном законе № 380-ФЗ. В результате прогнозируется, что среднегодовой темп роста инвестиций в 2020 – 2024 годах составит 5,6% год к году, что позволит обеспечить увеличение доли инвестиций в основной капитал в ВВП до уровня 25% к 2024 году. Увеличение инвестиционной активности ожидается в основном за счет восстановительного роста частных инвестиций (после значительного замедления в 2019 году) и роста инвестиций за счет средств бюджетной системы на реализацию инвестиционных проектов с государственным участием.

Законом предусматривается увеличение профицита федерального бюджета в 2020 году на 51,5 млрд рублей, в 2021 году – на 88,9 млрд рублей, в 2022 году – на 77,7 млрд рублей, что обусловлено прогнозированием ежегодного превышения доходов над расходами федерального бюджета.

Профицит федерального бюджета в 2020 – 2022 годах составит 927,6 млрд рублей (0,8% к ВВП), 701,4 млрд рублей (0,6% к ВВП) и 372,7 млрд рублей (0,3% к ВВП) соответственно.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета в 2020 году увеличатся на (-) 51,5 млрд рублей, в 2021 году (-) 88,9 млрд рублей, в 2022 году (-) 77,7 млрд рублей, в том числе за счет увеличения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета для зачисления дополнительных нефтегазовых доходов в иностранной валюте в 2020 году на (-) 178,1 млрд рублей, в 2021 году (-) 88,9 млрд рублей, в 2022 году (-) 77,7 млрд рублей и уменьшения иных остатков средств федерального бюджета в 2020 году на 126,5 млрд рублей.

Объем использования средств Фонда национального благосостояния не изменяется.

В соответствии с Законом доходы федерального бюджета в 2020 году составят 20 593,6 млрд рублей с увеличением относительно суммы, установленной Федеральным законом № 380-ФЗ, на 214,2 млрд рублей (на 1,1%). В 2021 и 2022 годах они составят 21 892,3 млрд рублей и 22 813,6 млрд рублей соответственно с увеличением на 645,8 млрд рублей (на 3,0%) и на 755,3 млрд рублей (на 3,4%).

Увеличение доходов федерального бюджета в 2020 году происходит в основном за счет роста поступлений ненефтегазовых доходов на 162,7 млрд рублей (три четверти общего прироста), в то время как нефтегазовые доходы увеличиваются на 51,5 млрд рублей или на 0,7%. На изменение оценки поступления нефтегазовых доходов оказали влияние уточнение структуры объемов добычи и экспорта углеводородного сырья с учетом фактических данных за 2019 год, изменение в 2020 году прогноза цен на нефть и газ, а также курса доллара США по отношению к рублю согласно ожидаемым итогам социально-экономического развития в 2020 году. Объем нефтегазовых доходов в 2021 и 2022 годах увеличивается на 1,8% по сравнению с первоначальной оценкой в связи с уточнением прогноза социально-экономического развития.

В структуре нефтегазовых доходов произойдет сокращение поступлений налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (примерно на 3,0% ежегодно по сравнению с первоначальной оценкой), которое будет компенсироваться увеличением поступлений налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (далее – НДД) и вывозных таможенных пошлин на нефть, газ и нефтепродукты. В связи с тем, что годовой объем добычи нефти на месторождениях, облагаемых НДД, учтенный в Федеральном законе № 380-ФЗ, оказался близок к фактическим объемам добычи в рамках режима НДД за 9 месяцев 2019 года, а также снизилось влияние эффекта накопленных «исторических убытков», уменьшающих налоговую базу, оценка поступлений НДД на 2020 год была скорректирована в сторону увеличения в 2,4 раза, на 2021 год – в 4 раза и на 2022 год – в 4,4 раза. Рост поступлений вывозных таможенных пошлин на энергоносители в силу вышеуказанных факторов составит в 2020 году 104,8% по сравнению с прогнозными показателями, учтенными в Федеральном законе № 380-ФЗ, в 2021 году – 105,8% и в 2022 году – 104,7 процента.

Увеличение прогноза ненефтегазовых доходов в 2020–2022 годах ожидается преимущественно за счет роста поступлений основных налогов и таможенных платежей, по которым наблюдалось превышение поступлений по итогам 2019 года над первоначально учтенными суммами. В 2020 году планируется увеличение объема ненефтегазовых доходов на 1,3% и в плановом периоде – примерно на 4,0% каждый год.

В первую очередь увеличиваются поступления внутреннего и ввозного налога на добавленную стоимость (далее – НДС): на 80,9 млрд рублей или на 1,1% в 2020 году и на 1,6% ежегодно в 2021–2022 годах. Основными факторами увеличения прогноза поступлений внутреннего НДС по сравнению с Федеральным законом № 380-ФЗ являются рост прогноза ВВП в номинальном выражении, изменение структуры налоговой базы с учетом фактических итогов 2019 года, что компенсирует снижение поступлений в результате увеличения вычетов, связанных с внешнеэкономической деятельностью, на фоне прогнозируемого роста показателей внешней торговли. Увеличение поступлений ввозного НДС происходит за счет роста стоимостных объемов импорта и изменения его структуры при укреплении курса рубля по отношению к доллару США.

Незначительное изменение прогноза поступлений налога на прибыль организаций (увеличение на 7,0 млрд рублей в 2020 году и последующее увеличение на 7,3 млрд рублей за 2021 – 2022 годы) происходит за счет уточнения поступлений налога с доходов в виде процентов по ценным бумагам и по облигациям российских организаций в связи с ростом привлекательности финансовых инструментов (с учетом факта 2019 года).

Комитет отмечает, что в рассматриваемом Законе оставлены без изменения прогноз поступлений налога на прибыль организаций по основной ставке и акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, в связи с тем, что на момент формирования законопроекта информация по итогам 2019 года в части указанных налогов не была еще сформирована, что может в будущем отразиться на точности прогнозных показателей.

Поступления ввозных таможенных пошлин по сравнению с суммами, учтенными в Федеральном законе № 380-ФЗ, увеличиваются в 2020 году на 8,8 млрд рублей (на 1,3%), в 2021 году – на 22,7 млрд рублей (на 3,2%) и в 2022 году – на 19,2 млрд рублей (на 2,5%). На изменение прогноза указанных доходов оказали влияние те же факторы, что и на поступления ввозного НДС.

Увеличение прогноза доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, связано с ожидаемым ростом дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации, в результате доведения размера доли чистой прибыли ряда компаний, направляемой на выплату дивидендов, до 50 процентов. Поступления дивидендов вырастут на 60,1 млрд рублей или на 11,1% в 2020 году и на 85,6 млрд рублей к 2022 году при ежегодном увеличении в среднем на 6,0 процентов.

Законом предусмотрено поступление в плановом периоде дополнительных доходов, полученных Центральным банком Российской Федерации и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Их суммы составят 300,0 млрд рублей в 2021 году и 400,0 млрд рублей в 2022 году.

Комитет отмечает наличие высоких рисков недостижения ускоренных темпов развития российской экономики, прогнозируемого Министерством экономического развития Российской Федерации, с учетом сложившейся ситуации в мировой экономике после выхода России из сделки ОПЕК+. Однако наличие накопленных резервов Фонда национального благосостояния (объем ликвидных средств фонда на 1 марта 2020 года составил 10,1 трлн рублей) позволит компенсировать выпадающие доходы федерального бюджета от снижения цен на нефть и исполнить все социальные обязательства в полном объеме.

Кроме того, реализация мероприятий, предусмотренных в Послании и национальных проектах, будет способствовать развитию российской экономики.

Расходы федерального бюджета на 2020 год предлагается утвердить в размере 19 666,0 млрд рублей (17,3% ВВП), в 2021 – 2022 годах – 21 190,9 млрд рублей (17,6% ВВП) и 22 440,9 млрд рублей (17,4% ВВП) соответственно. Ежегодный номинальный рост расходов федерального бюджета по сравнению с показателем, утвержденным Федеральным законом № 380-ФЗ, в 2020 году составит 162,7 млрд рублей (0,8%) , в 2021 году – 556,9 млрд рублей (2,7%) и в 2022 году – 677,6 млрд рублей (3,1%). Планируется значительное увеличение расходов в 2022 году (на 14,1%) по сравнению с расходами в 2020 году.

При этом доля расходов в ВВП в 2020 году остается без изменений (17,3%), в 2021 и 2022 годах увеличивается ежегодно на 0,5 процентных пункта до 17,6% и до 17,4% соответственно.

Одновременно в Законе учтено уменьшение бюджетных ассигнований, предусмотренных в том числе на:

предоставление трансфертов из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с уточненным прогнозом в 2020 году на 133,3 млрд рублей, в 2021 году — на 57,8 млрд рублей и в 2022 году на 59,6 млрд рублей;

оплату труда федеральных государственных гражданских служащих в 2020 году на 9,2 млрд рублей в результате переноса с 1 января на 1 июля 2020 года срока ее повышения;

выплату пенсий военнослужащим, членам их семей и лицам, приравненным к ним по пенсионному обеспечению, в 2021 году на 58,2 млрд рублей и в 2022 году на 22,0 млрд рублей в связи с отнесением их на условно утвержденные расходы с восстановлением в последующих бюджетных циклах.

Также Законом предлагается перераспределение бюджетных ассигнований в объеме 18,3 млрд рублей, предусмотренных на реализацию основных мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентноспособности» в целях реализации первоочередных мероприятий по стимулированию спроса на продукцию российского машиностроения, направленных на ускорение социально-экономического развития, а также обеспечение занятости.

С учетом рассматриваемого Закона предполагается направить из федерального бюджета на реализацию Послания в 2020 году 352,6 млрд рублей, в 2021 году – 712,6 млрд рублей, в 2022 году – 783,1 млрд рублей.

Из бюджетов субъектов Российской Федерации на реализацию Послания выделено в 2020 году 40,7 млрд рублей, в 2021 году – 73,9 млрд рублей, в 2022 году – 76,0 млрд рублей.

Комитет отмечает, что на заседании трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений, которое состоялось 6 марта 2020 года (далее – трехсторонняя комиссия), были одобрены подходы к распределению межбюджетных трансфертов, предусмотренных рассматриваемым Законом.

В соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации по реализации Послания рассматриваемым Законом предусматривается:

1. Увеличение объема бюджетных ассигнований на софинансирование расходов, связанных с оказанием государственной социальной помощи на основании социального контракта отдельным категориям граждан, в связи с распространением с 2021 года механизма социального контракта на всей территории Российской Федерации в сумме 22,2 млрд рублей в 2021 – 2022 годах ежегодно.

С учетом предложенных изменений объем указанной субсидии составит в плановом периоде 29,2 млрд рублей, что позволит предоставить их всем субъектам Российской Федерации. На 2020 год сохраняется распределение по 21 субъекту Российской Федерации в общем объеме 7,0 млрд рублей, которые в текущем году предоставляются впервые.

Трехсторонней комиссией было одобрено распределение указанных субсидий до 2022 года (таблица 161 приложения 34).

Расчет объема дополнительных бюджетных ассигнований произведен на основании численности малоимущих граждан в субъектах Российской Федерации.

2. Предоставление субсидий на осуществление ежемесячных выплат семьям, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации, на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно в 2020 году в сумме 104,8 млрд рублей (таблица 177 приложения 34), в 2021 году – 125,1 млрд рублей, в 2022 году – 130,1 млрд рублей. Кроме этого, в связи с возможным уточнением численности получателей предусмотрен резерв бюджетных средств в 2020 году в объеме 15,6 млрд рублей, в 2021 году – 93,9 млрд рублей, в 2022 году – 98,2 млрд рублей.

Закон предусматривает распределение указанных субсидий только на 2020 год в объеме 104,8 млрд рублей, которые предоставляются всем субъектам Российской Федерации. При этом применяется предельный уровень софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, установленный для субсидий, не относящихся к национальным проектам.

Трехсторонней комиссией были одобрены подходы к распределению указанных субсидий и их распределение на 2020 год.

Вместе с тем, учитывая социальную важность указанного расходного обязательства, по мнению комитета, целесообразно реализовывать данное мероприятие в рамках национальных проектов, применяя соответствующий предельный уровень их софинансирования за счет средств федерального бюджета.

Указанные субсидии направляются на новое расходное обязательство субъектов Российской Федерации, которое имеет особо важное социальное значение. В связи с этим необходимо наладить эффективный механизм взаимодействия с субъектами Российской Федерации в целях постоянного мониторинга реализации соответствующих мероприятий и сверки численности получателей субсидий в целях оперативного внесения изменений в распределение субсидий, в том числе за счет средств, зарезервированных на эти цели в Законе.

Расчет объема бюджетных ассигнований на 2020 год произведен исходя из прогнозного количества получателей (2,4 млн человек) и размера выплаты, равной 1/2 величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал 2019 года.

Расчет объема бюджетных ассигнований на плановый период 2021 – 2022 годов произведен исходя из прогнозируемого уровня инфляции (4% ежегодно), а также с учетом изменения с 2021 года размера выплаты до величины 1 прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте Российской Федерации за второй квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты.

При этом возможность увеличения с 1 января 2021 года размера такой выплаты предусматривается семьям, среднедушевой доход которых после ее получения не достиг величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.

3. Предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий по модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств в 2020 – 2022 годах в сумме 3,4 млрд рублей ежегодно.

Распределение данной субсидии предусматривается на все три года (таблица 178 приложения 34), которое было одобрено трехсторонней комиссией.

Расчет бюджетных ассигнований основан на представленных в заявках субъектов Российской Федерации данных о количестве детских школ искусств, требующих капитального ремонта (реконструкции), их приоритетности, сроках проведения и стоимости капитального ремонта (реконструкции) с учетом установленного Правительством Российской Федерации предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

При этом в получатели субсидии в течение 2020–2022 годов не вошли Курганская область, Смоленская область, г. Москва, Еврейская автономная область, Ненецкий и Ямало-Ненецкий автономные округа. Вместе с тем часть указанных субъектов Российской Федерации имеет потребность в модернизации региональных и муниципальных детских школ искусств. В связи с этим необходимо повторно проработать вопрос о софинансировании указанных мероприятий в отношении субъектов Российской Федерации, не вошедших в получатели субсидий, при подготовке очередного проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».

4. Предоставление иных межбюджетных трансфертов на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций в 2020 году в сумме 24,5 млрд рублей, в 2021 году – 73,6 млрд рублей, в 2022 году – 73,6 млрд рублей.

Учитывая, что ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам будет осуществляться в полном объеме за счет средств федерального бюджета, предоставление указанных межбюджетных трансфертов предусмотрено всем субъектам Российской Федерации на три года (таблица 179 приложения 34).

При этом комитет отмечает, что бюджетным законодательством Российской Федерации с 2024 года ограничиваются случаи использования иных межбюджетных трансфертов. Одновременно необходимо обратить внимание, что в Послании было отмечено, что указанная доплата — это федеральная функция. В связи с чем в дальнейшем целесообразно проработать вопрос о предоставлении указанных средств в форме субвенций.

Трехсторонней комиссией были одобрены правила предоставления указанных трансфертов и их распределение на 2020 – 2022 годы.

Однако комитет считает необходимым провести с субъектами Российской Федерации дополнительную сверку данных в отношении численности классных руководителей, районных коэффициентов и надбавок, применяемых к заработной плате в отношении лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и при необходимости внести изменения в распределение соответствующих иных межбюджетных трансфертов за счет средств, зарезервированных на эти цели в Законе.

Предоставление данных трансфертов позволит обеспечить выплату ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство в размере 5,0 тыс. рублей с учетом районного коэффициента, процентных надбавок за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, начислений страховых взносов с заработной платы не менее 800 тысячам педагогическим работникам государственных и муниципальных общеобразовательных организаций.

Кроме этого, предусматривается резервирование бюджетных ассигнований в 2020 году в объеме 0,9 млрд рублей, в 2021 – 2022 годах по 2,7 млрд рублей ежегодно в связи с возможным уточнением данных о количестве классных руководителей с учетом роста числа обучающихся, а также данных о районных коэффициентах и процентных надбавках.

5. Предоставление права на получение семьям с 1 января 2020 года материнского (семейного) капитала при рождении (усыновлении) первого ребенка в размере 466 617 рублей, а также увеличение размера материнского (семейного) капитала для семей, в которых начиная с 1 января 2020 года родился второй или последующий ребенок, на 150 000 рублей (до 616 617 рублей).

В связи с этим Законом предусматривается также увеличение расходов на предоставление материнского (семейного) капитала в 2020 году на 122,4 млрд рублей, в 2021 году – на 210,7 млрд рублей, в 2022 году – на 265,8 млрд рублей, из них запланировано увеличение расходов на предоставление трансферта из федерального бюджета Пенсионному фонду Российской Федерации в 2020 году на 111,9 млрд рублей, в 2021 году на 193,1 млрд рублей, в 2022 году на 250,1 млрд рублей.

6. Предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации для организации бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в государственных и муниципальных образовательных организациях, в 2020 году в сумме 21,8 млрд рублей, в 2021 году в сумме 43,6 млрд рублей, в 2022 году в сумме 43,6 млрд рублей.

Для распределения указанных зарезервированных средств необходимо провести мониторинг готовности субъектов Российской Федерации к обеспечению бесплатным горячим питанием соответствующей категории обучающихся. При этом указанную работу необходимо завершить в ближайшее время, а также объективно оценить возможности субъектов Российской Федерации обеспечить необходимые условия для организации бесплатного горячего питания, в том числе для его хранения, раздачи блюд и их потребления. Учитывая, что финансовые возможности субъектов Российской Федерации имеют существенные различия, как и состояние образовательных учреждений, по мнению комитета, необходимо реализовать программу модернизации материально-технической базы образовательных учреждений с учетом оказания поддержки из федерального бюджета для софинансирования расходов по ремонту и оснащению школ.

Трехсторонней комиссией был одобрен общий объем бюджетных ассигнований указанных субсидий. По информации Правительства Российской Федерации правила распределения указанных субсидий будут представлены в ближайшее время. В связи с чем необходимо установить предельный срок подготовки соответствующих правил, а также распределения указанных субсидий до 30 марта 2020 года.

Учитывая, что вопрос обеспечения бесплатным горячим питанием обучающихся, получающих начальное общее образование, находится под особым контролем в Совете Федерации, комитет обращает внимание на необходимость представления в Совет Федерации подробных расчетов в разрезе субъектов Российской Федерации, в том числе по определению норматива затрат на предоставление горячего питания.

С учетом государственной поддержки из федерального бюджета за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации планируется обеспечить ежегодно бесплатным здоровым горячим питанием около 7 миллионов детей, получающих начальное общее образование.

7. Предоставление субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование» на создание дополнительных мест в общеобразовательных организациях в отдельных субъектах Российской Федерации в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в 2020 году в сумме 19,3 млрд рублей, в 2021 году в сумме 44,9 млрд рублей, в 2022 году в сумме 42,3 млрд рублей.

В связи с необходимостью определения необходимого количества дополнительных мест в конкретных субъектах Российской Федерации с учетом демографического прогноза и привязки к схеме территориального планирования данные ассигнования зарезервированы.

Выделение дополнительных бюджетных средств позволит создать к 2024 году 413 тысяч дополнительных мест в общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации.

Трехсторонней комиссией были одобрены правила предоставления указанных субсидий.

При этом комитет указывает на необходимость обязательного исполнения нормы пункта 9 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что проекты правовых актов Правительства Российской Федерации, устанавливающие распределение и правила предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, направляются в Совет Федерации и в Государственную Думу с расчетами распределения межбюджетных трансфертов.

Учитывая сохранение проблемы ветхих и аварийных школ, которые требуют капитального ремонта без создания новых мест, комитетом предлагается проработать вопрос о формировании соответствующей программы в рамках бюджетного процесса на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.

8. Дополнительные бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение увеличения начиная с 1 сентября 2021 года контрольных цифр приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования в 2021 году в размере 2,5 млрд рублей и в 2022 году в размере 11,2 млрд рублей, в том числе:

на оказание государственных услуг (выполнение работ) по реализации образовательных программ высшего образования в 2021 году в размере 2,1 млрд рублей и в 2022 году – 9,1 млрд рублей (исходя из планируемого увеличения среднегодового контингента в 2021 году на 9,8 тыс. человек, в 2022 году на 41,0 тыс. человек);

на увеличение стипендиального фонда для обучающихся в образовательных организациях высшего образования в 2021 году в размере 0,5 млрд рублей и в 2022 году в размере 2,0 млрд рублей.

9. Резервирование бюджетных ассигнований на мероприятия по модернизации первичного звена здравоохранения Российской Федерации (до принятия соответствующих нормативных правовых актов, регулирующих полномочия бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в данной сфере, а также условия и порядки использования указанных средств) дополнительно в 2021–2022 годах в сумме 50,0 млрд рублей ежегодно.

Всего на модернизацию первичного звена здравоохранения Российской Федерации будет предусмотрено:

в 2020 году в сумме 50,0 млрд рублей;

в 2021 году в сумме 100,0 млрд рублей;

в 2022 году в сумме 100,0 млрд рублей.

Резервирование указанных бюджетных ассигнований в рамках рассматриваемого Закона позволит выделить дополнительные финансовые ресурсы на создание и замену фельдшерских, фельдшерско-акушерских пунктов в субъектах Российской Федерации.

Комитет обращает внимание на необходимость скорейшей разработки и принятия соответствующих нормативных актов.

10. Резервирование бюджетных ассигнований на 2020 – 2022 годы в объеме 10,0 млрд рублей ежегодно на финансовое обеспечение мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития Республики Адыгея (Адыгея), Республики Алтай, Республики Калмыкия, Республики Карелия, Республики Марий Эл, Республики Тыва, Чувашской Республики — Чувашии, Алтайского края, Курганской области, Псковской области по решениям Правительства Российской Федерации, что должно способствовать сокращению разрыва между субъектами Российской Федерации.

В целом необходимо отметить, что реализация Послания потребует от бюджетов субъектов Российской Федерации также дополнительных расходов.

При этом Закон не предусматривает увеличения объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации, который согласно Федеральному закону № 380-ФЗ составляет 15,3 млрд рублей в 2020 году, 35,8 млрд рублей в 2021 году и 38,6 млрд рублей в 2022 году, из которых в 2020 году уже было распределено 8,6 млрд рублей.

Несмотря на то, что распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2020 года № 233-р объем указанной дотаций на 2020 год увеличен на 39,4 млрд рублей за счет неиспользованных остатков бюджетных ассигнований, предусмотренных на указанные цели в 2019 году, по мнению комитета, предусмотренного объема недостаточно, в том числе принимая во внимание не только рост расходов субъектов Российской Федерации на реализацию Послания, но и нестабильную экономическую ситуацию.

Кроме того, согласно пояснительной записке к законопроекту за счет указанной дотации ежегодно 30,0 млрд рублей будет направлено на компенсацию бюджетам субъектам Российской Федерации недополученных доходов в связи с предоставлением налогоплательщикам инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций.

В связи с чем необходимо продолжить проведение мониторинга сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и с учетом его результатов при необходимости проработать вопрос об увеличении объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации при подготовке очередного проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов», а при формировании федерального бюджета на следующий бюджетный цикл целесообразно предусмотреть компенсацию выпадающих доходов в связи с предоставлением инвестиционных налоговых вычетов как отдельное направление расходов федерального бюджета.

Также комитет считает, что необходимо квалифицировать предоставляемые субъектами Российской Федерации инвестиционные налоговые вычеты как эффективные налоговые льготы и учесть это в соглашениях, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов субъектов Российской Федерации.

Принимая во внимание, что в ходе заседания трехсторонней комиссии представлены только подходы к компенсации выпадающих доходов в связи с предоставлением инвестиционного налогового вычета, необходимо обеспечить предварительное рассмотрение трехсторонней комиссией проекта нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего порядок компенсации соответствующих выпадающих доходов.

Учитывая большой объем бюджетных ассигнований, предназначенных для оказания социальной помощи различным группам населения, комитет необходимость скорейшего внедрения единого реестра населения Российской Федерации, позволяющего вести учет сведений о гражданах, имеющих право на предоставление мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий и выплат.

Также комитет обращает внимание Правительства Российской Федерации на необходимость при внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» выделения дополнительной финансовой помощи:

в объеме 1 200,0 млн рублей на завершение строительства и реконструкцию объекта здравоохранения, находящегося в границах города — курорта Кисловодска, Клинического центра кардионеврологии, в том числе для спортсменов — членов сборных команд Российской Федерации;

в объеме 1 437,4 млн рублей на строительство инфекционного корпуса с блоком интенсивной терапии на 120 коек центра ГБУЗ Владимирской области «Областная детская клиническая больница» для обеспечения медицинской помощи детям, страдающим тяжелой инфекционной патологией;

в объеме 280,0 млн рублей на строительство хореографической школы в городе Кисловодске;

в объеме 170,6 млн рублей бюджету Амурской области на проведение капитального ремонта хирургического корпуса государственного автономного учреждения здравоохранения Амурской области «Тындинская больница» для обеспечения доступности и качества оказания медицинской помощи жителям города Тында и Тындинского района, улучшения основных демографических показателей, снижения оттока населения;

в объеме 30,79 млн рублей на строительство спортивного зала в муниципальном казённом общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школы № 7 города-курорта Кисловодска.

Комитет отмечает, что данные вопросы неоднократно поднимались Советом Федерации.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».