Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (проект № 752536–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан группой депутатов Государственной Думы в целях реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам рабочей поездки в Ставропольский край 9 октября 2018 года в части установления ставки налога на добавленную стоимость 10% в отношении операций по реализации отдельных видов плодово-ягодной продукции.

Закон расширяет перечень продовольственных товаров, реализация которых облагается налогом на добавленную стоимость (далее — НДС) по пониженной ставке в размере 10%, дополняя его фруктами и ягодами (включая виноград), а также исключает пальмовое масло из перечня товаров, облагаемых по льготной ставке.

В настоящее время в соответствии с пунктом 3 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) реализация плодово-ягодной продукции подлежит налогообложению по ставке 20%.

Статьей 171 Кодекса предусмотрено право налогоплательщика уменьшить исчисленную сумму НДС на налоговые вычеты, к которым относятся, в том числе, суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, на территории Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 176 Кодекса, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму НДС, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Устанавливаемая Законом налоговая ставка 10% повлечет снижение суммы НДС, уплачиваемой в федеральный бюджет. Кроме этого, в случае превышения сумм налоговых вычетов над суммой исчисленного налога увеличатся суммы НДС, подлежащие возмещению за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, Законом устанавливается опосредованная форма бюджетного субсидирования экономической деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство и реализацию указанного вида продукции. Вместе с тем комитет отмечает, что внесение рассматриваемым Законом изменений направлено на налоговое стимулирование развития агропромышленного комплекса.

В соответствии с финансово-экономическим обоснованием к проекту федерального закона, возможные потери федерального бюджета в результате снижения налоговой ставки составят около 20 млрд рублей, компенсация которых предполагается за счет дополнительных налоговых поступлений в результате расширения отечественного производства плодово-ягодной продукции.

Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по НДС.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 164 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».