Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (проект № 733447–7)

Комитет рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2019 года, и отмечает следующее.

Рассматриваемый Федеральный закон подготовлен в целях либерализации режима счетов (вкладов) резидентов, открытых в банках за пределами территории Российской Федерации, и поэтапной отмены обязательности репатриации экспортной выручки в валюте Российской Федерации при осуществлении внешнеторговых расчетов между резидентами и нерезидентами. Для этого в Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» вносятся изменения, предусматривающие, в частности:

снятие ограничений по зачислению на счета (во вклады) резидентов, открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, денежных средств, выплачиваемых в силу требований законодательства иностранного государства, минуя счета в уполномоченных банках, в виде доходов от реализации драгоценных металлов, учитываемых на счетах резидентов, открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

обеспечение возможности зачисления на счета физических лиц-резидентов, открытые в банках, расположенных на территории стран ОЭСР или ФАТФ, денежных средств в порядке возврата суммы денежных средств, ранее переданных таким физическим лицом в доверительное управление доверительному управляющему – нерезиденту;

расширение перечня разрешенных валютных операций между резидентами случаями перевода физическими лицами — резидентами иностранной валюты со своих счетов (вкладов), открытых в уполномоченных банках, в оплату за переданные им товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, физическими лицами-резидентами, срок пребывания которых за пределами территории Российской Федерации в течение календарного года в совокупности составит более 183 дней и которые осуществляют предпринимательскую деятельность без образования юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства своего пребывания, на их счета (во вклады), открытые в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

возможность зачисления без ограничений денежных средств, получаемых от нерезидентов, на счета физических лиц-резидентов, открытые в банках, расположенных на территории иностранного государства — члена ОЭСР или ФАТФ, если такое иностранное государство осуществляет обмен информацией в соответствии с многосторонним Соглашением компетентных органов об автоматическом обмене финансовой информацией от 29 октября 2014 года или иным заключенным с Российской Федерацией международным договором;

распространение требования об уведомлении налоговых органов по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов) на все счета (вклады) резидентов, открытые в организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

отмену при определенных условиях требования о представлении физическими лицами — резидентами налоговым органам отчета о движении средств по счету (вкладу), открытому в банках за пределами территории Российской Федерации, в государствах — членах ОЭСР или ФАТФ, участвующих в обмене финансовой информацией;

установление требования о предоставлении отчетности некредитными финансовыми организациями, поднадзорными Банку России и открывшими счета в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации;

установление обязанности резидентов уведомлять уполномоченные банки о сроках получения резидентами от нерезидентов на свои счета иностранной валюты и валюты Российской Федерации по договорам займа, предоставленного резидентами нерезидентам;

дополнение перечня документов, которые агенты валютного контроля имеют запрашивать у резидентов, в том числе, с учетом норм, вводимых рассматриваемым законопроектом.

При подготовке законопроекта ко второму чтению группой членов Совета Федерации была внесена поправка, позволяющая более эффективно решать государственную задачу по экспорту российского образования. С этой целью статья 14 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» дополнена положением о том, что российские государственные образовательные организации высшего образования и их филиалы, находящиеся за пределами территории Российской Федерации, могут осуществлять расчеты в иностранной валюте и валюте Российской Федерации с обучающимися в них физическими лицами (нерезидентами и резидентами) без использования банковских счетов в уполномоченных банках. Соответствующие изменения внесены также в статьи 9 и 19.

Кроме того, Федеральным законом предусматривается отмена с 1 января 2020 года требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации в отношении несырьевого экспорта и поэтапная (с 1 января 2020 года по 1 января 2024 года) отмена требования о репатриации резидентами валюты Российской Федерации в отношении экспорта сырьевых товаров (нефть и нефтепродукты, газ природный, уголь, отходы и лом металлов, драгоценные камни и другое) в рамках заключенных между резидентами и нерезидентами внешнеторговых договоров (контрактов), сумма обязательств по которым определена в валюте Российской Федерации и условиями которых предусмотрена оплата в валюте Российской Федерации.

При этом в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), связанных с вывозом из Российской Федерации леса и лесоматериалов, требование о репатриации резидентами валюты Российской Федерации не отменяется. Это обусловлено высокой степенью криминализации данной отрасли.

Не применяются также указанные положения в отношении внешнеторговых договоров (контрактов), заключенных между резидентами, являющимися участниками бюджетного процесса на федеральном уровне, федеральными государственными бюджетными (автономными) учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями, и нерезидентами.

В связи с отменой требования о репатриации резидентами экспортной выручки в валюте Российской Федерации статья 24 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» дополняется новой частью 4, в соответствии с которой резиденты обязаны обеспечить исполнение или прекращение обязательств по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным между резидентами и нерезидентами, на которые распространяются требования настоящего Федерального закона, иных актов органов валютного регулирования и органов валютного контроля, способами, разрешенными законодательством Российской Федерации.

Статьей 2 Федерального закона предусматривается отложенный срок его вступления в силу (с 1 января 2020 года) с целью обеспечения возможности принятия Центральным банком Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для реализации его норм, и ознакомления с ним участников регулируемых им правоотношений, а также для обеспечения возможности начала функционирования системы валютного контроля в соответствии с установленными Федеральным законом требованиями с 1-го числа очередного финансового года.

При этом установлено, что положения Федерального закона, касающиеся требований к российским вузам и их зарубежным филиалам, вступают в силу со дня его официального опубликования и распространяются на правоотношения, возникшие с 1 августа 2016 года.

По мнению комитета, принятие рассматриваемого Федерального закона позволит создать правовую базу для расширения использования валюты Российской Федерации во внешнеторговых расчетах, завоевания российским рублем статуса региональной валюты и средства международных расчетов с учетом складывающихся тенденций на мировом рынке.

Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части либерализации ограничений на совершение валютных операций резидентами с использованием счетов (вкладов), открытых в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и репатриации денежных средств».