Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 684667–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 24 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, А.Г.Аксаковым, В.В.Жириновским, И.И.Мельниковым и членами Совета Федерации В.И.Матвиенко, Е.В.Бушминым, С.Н.Рябухиным, Н.А.Журавлевым и направлен на реализацию мер, направленных на предотвращение неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности.

К основным изменениям, вносимым рассматриваемым Законом, относятся следующие.

В Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» к функциям Совета директоров дополнительно отнесено определение максимального размера процентной ставки по займам, предоставляемым кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Решения Совета директоров по данным вопросам подлежат обязательному официальному опубликованию в установленном порядке в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

В Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» и в Федеральном законе «О кредитной кооперации» вводятся корреспондирующие изменения, предусматривающие, что процентная ставка по займам, предоставляемым кредитным кооперативом своим членам – физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой, не может превышать максимальный размер, установленный Советом директоров Банка России.

В Федеральном законе «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» на микрокредитные компании распространяются требования и обязанности микрофинансовых компаний в части осуществления операций с денежными средствами.

В Федеральном законе «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» также повышаются требования к организации, деятельности и должностным лицам микрокредитных компаний.

В частности уточняется содержание понятия «микрокредитная компания» в части того, что она должна удовлетворять требованиям Федерального закона и нормативных актов Банка России, в том числе к собственным средствам (капиталу).

Устанавливается, что лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании должно соответствовать требованиям к деловой репутации и квалификационным требованиям, аналогичным требованиям к лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа микрофинансовой компании. Вводится порядок действия микрокредитной компании в случае выявления несоответствия этого лица установленным требованиям после его назначения.

Также устанавливаются конкретные квалификационные требования в отношении лица, осуществляющего функции главного бухгалтера микрофинансовой компании.

Определено, что микрокредитная компания обязана в письменной форме уведомить Банк России о назначении (избрании) на должность и об освобождении от должности лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа микрокредитной компании, в течение трех рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. При этом порядок направления в Банк России соответствующего уведомления, его форма и перечень прилагаемых к нему документов и сведений устанавливаются нормативным актом Банка России. Дополнительно уточнены полномочия Банка России в отношении регулирования деятельности микрофинансовой организации.

Законом установлены требования к учредителям (участникам) микрокредитной компании. При этом определено, что микрокредитная компания, за исключением микрокредитной компании, являющейся некоммерческой организацией, обязана раскрывать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацию о структуре и составе своих акционеров (участников), в том числе о лицах, под контролем либо значительным влиянием которых находится микрокредитная компания, в сроки, установленные Банком России.

Для внесения Банком России сведений в государственный реестр микрофинансовых организаций юридическими лицами (за исключением юридических лиц, учредителем которых является Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование) дополнительно должны быть представлены:

расчет собственных средств (капитала) юридического лица по форме, установленной нормативным актом Банка России;

документы, подтверждающие наличие собственных средств (капитала) в установленном размере;

сведения об источниках происхождения средств, внесенных учредителями в уставный капитал юридического лица с приложением подтверждающих документов в соответствии с установленным перечнем — для юридического лица, намеревающегося приобрести статус микрофинансовой компании.

Рассматриваемым Законом установлено, что минимальный размер собственных средств (капитала) микрокредитной компании (за исключением отдельных случаев) должен составлять:

1) с 1 июля 2020 года — один миллион рублей;

2) с 1 июля 2021 года — два миллиона рублей;

3) с 1 июля 2022 года — три миллиона рублей;

4) с 1 июля 2023 года — четыре миллиона рублей;

5) с 1 июля 2024 года — пять миллионов рублей.»

Уточняются порядок внесения средств в уставный капитал микрофинансовой компании и основания исключения сведений о юридическом лице из государственного реестра микрофинансовых организаций.

Законом вводится запрет микрофинансовым организациям выдавать займы физическому лицу в целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, обязательства заемщика по которым обеспечены залогом:

а) жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;

б) доли в праве на общее имущество участника общей долевой собственности жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя по такому займу;

в) права требования участника долевого строительства в отношении жилого помещения заемщика и (или) иного физического лица — залогодателя, вытекающего из договора участия в долевом строительстве.

В Федеральном законе «О потребительском кредите (займе)» уточняется содержание понятия «кредитор» — это, в том числе лица, осуществляющие деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Также рассматриваемым Законом определен перечень юридических лиц, которые могут осуществлять деятельность по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой. Определены условия осуществления деятельности по предоставлению кредитов (займов) физическим лицам в целях, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, и обязательства заемщиков по которым обеспечены ипотекой организациями, уполномоченными единым институтом развития в жилищной сфере (АО «ДОМ.РФ»), и осуществляющими деятельность по предоставлению ипотечных займов, микрофинансовыми организациями, кредитными потребительскими кооперативами, сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами.

В Федеральный закон «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вносится корреспондирующее изменение, предусматривающее, что единый институт развития в жилищной сфере формирует перечень уполномоченных организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и публикует указанный перечень на официальном сайте единого института развития в жилищной сфере в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Рассматриваемый Закон вступает в силу с 1 октября 2019 года, за исключением отдельных положений.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».