Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 715756–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Закон), принятый Государственной Думой 16 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации в целях совершенствования налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток.

Согласно действующей редакции Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) применение пониженных налоговых ставок по налогу на прибыль организаций, которые предусмотрены для резидентов территорий опережающего социально-экономического развития либо резидентов свободного порта Владивосток (далее — резиденты ТОР и СПВ), возможно только при соблюдении ряда условий. В частности, доходы от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности соответственно на территории ТОР либо СПВ, составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

Законом предложено не учитывать положительные курсовые разницы при расчете указанного критерия, поскольку доходы указанных резидентов при реализации соответствующих соглашений могут быть сформированы только за счет курсовых разниц вследствие изменения курсов валют, а не от реализации инвестиционных проектов.

Уточнено положение Кодекса в части применения налоговой ставки по налогу на прибыль, зачисляемой в федеральный бюджет в размере 0 процентов с момента получения первой прибыли от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории ТОР либо СПВ. Теперь в целях налогообложения под первой прибылью от указанной деятельности понимается положительная разница между доходами и расходами, исчисленными нарастающим итогом за период, в котором данная разница становится положительной без учета доходов и расходов в виде курсовых разниц (статья 2844 Кодекса).

В части налога на добавленную стоимость Закон устанавливает категории получателей в рамках благотворительной деятельности на освобождение от обложения налогом на добавленную стоимость и перечень документов, подтверждающих право на данное освобождение, к которым относятся договор или контракт о безвозмездной передаче товаров или акт приема-передачи товаров (статья 149 Кодекса).

Законом расширяется перечень доходов, освобождаемых от обложения налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ).

К таким доходам Закон относит доходы в виде суммы задолженности перед кредитором в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию.

При этом должны быть одновременно выполнены два условия:

— налогоплательщик не должен являться взаимозависимым лицом с кредитором или состоять с ним в трудовых отношениях;

— такие доходы фактически не должны быть материальной помощью либо формой встречного исполнения обязательства перед налогоплательщиком (статья 217 Кодекса).

Законом также предусмотрено сокращение с 5 до 3 лет минимального предельного срока владения жилым помещением (доли), по истечении которого доход от продажи такого жилого помещения (доли) освобождается от обложения НДФЛ. Данная льгота также распространяется на земельный участок, на котором расположено такое жилое помещение (доля) (статья 2171 Кодекса).

При этом в собственности налогоплательщика не должно быть иного жилого помещения (доли), за исключением приобретенного (приобретенной) в собственность налогоплательщика в течение 90 календарных дней до указанной даты.

Необходимо отметить, что в Законе реализованы отдельные положения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 20 февраля 2019 года.

Так, Законом предусмотрена новая статья Кодекса, согласно которой устанавливается налоговая ставка 0 % по налогу на прибыль организаций, в отношении доходов, получаемых музеями, театрами, библиотеками, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации или муниципальные образования (далее — учреждения культуры) (статья 2848 Кодекса).

Указанная налоговая ставка применяется при соблюдении следующих условий:

деятельность таких учреждений культуры включена в Перечень видов культурной деятельности, установленный Правительством Российской Федерации;

доходы от такой деятельности составляют не менее 90 процентов всех доходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

учреждения культуры в соответствующие сроки представляют в налоговый орган сведения о доле доходов, необходимой для применения льготной налоговой ставки по налогу на прибыль организаций.

Законом предусмотрены нормы, в соответствии с которыми налогоплательщики вправе в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций учитывать расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, безвозмездно передаваемых в государственную или муниципальную собственность (статья 265 Кодекса).

Кроме того, Законом вносятся изменения в части применения налогоплательщиком инвестиционного налогового вычета (статья 2861 Кодекса). Определено, что законами субъектов Российской Федерации может быть установлено право налогоплательщика уменьшить суммы налога, которые подлежат зачислению в доходную часть бюджетов субъектов Российской Федерации на инвестиционный налоговый вычет в порядке и на условиях, установленных Кодексом. Вводится дополнительное ограничение суммы инвестиционного налогового вычета. Он должен быть не более 100 процентов суммы расходов на создание объектов транспортной и коммунальной инфраструктур, а также не более 80 процентов суммы расходов на создание объектов социальной инфраструктуры. При этом создание таких объектов является обязательным по условиям договора об освоении территории. Сумма налога, подлежащая зачислению в федеральный бюджет, может быть уменьшена на 15 процентов суммы расходов на создание объектов инфраструктуры, если налогоплательщик воспользовался правом на применение инвестиционного налогового вычета.

Законом предусмотрено положение, в соответствии с которым консолидированной группе налогоплательщиков (далее-КГН) предусмотрено право применения инвестиционного налогового вычета.

Установлено, что инвестиционный налоговый вычет применяется ответственным участником КГН при уплате сумм налога на прибыль организаций в отношении сумм налога, подлежащих уплате в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации согласно соответствующим нормам Кодекса.

Инвестиционный налоговый вычет применяется ответственным участником КГН в отношении суммы налога, подлежащей зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации, приходящейся на соответствующего участника КГН.

Решение об использовании права на применение инвестиционного налогового вычета принимается ответственным участником КГН по каждому субъекту Российской Федерации, где расположены участники группы.

Согласно действующей редакции Кодекса КГН не применяла инвестиционный налоговый вычет.

Закон вступает в силу со дня его официального опубликования за исключением отдельных положений, которые имеют иные сроки вступления в силу.

Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».