Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 333.40 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (проект № 421494–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статью 33340 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур» (далее – Закон), принятый Государственной Думой 17 июля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона разработан Верховным Судом Российской Федерации в целях дополнительного стимулирования сторон к использованию примирительных процедур в рамках гражданского, административного судопроизводства, арбитражного процесса.

Закон концептуально связан с Федеральным конституционным законом «О внесении изменения в статью 5 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации» в связи с совершенствованием примирительных процедур» и Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», направленными на расширение практики применения примирительных процедур для урегулирования споров.

Закон предусматривает возможность частичного возврата государственной пошлины не только в случае заключения мирового соглашения, как установлено действующей редакцией Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс), но и при заключении соглашения о примирении, отказе от иска (административного иска), признании ответчиком иска, в том числе, по результатам проведения примирительных процедур.

В соответствии с действующей редакцией статьи 33340 Кодекса частичный возврат истцу уплаченной государственной пошлины возможен только в размере 50% ее суммы и только при заключении мирового соглашения до принятия решения Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами.

Законом размер подлежащей возврату государственной пошлины ставится в зависимость от стадии судопроизводства, на которой произошло досрочное завершение производства по делу. Так, при совершении указанных действий до принятия решения судом первой инстанции истцу (административному истцу) подлежит возврату 70% суммы уплаченной им государственной пошлины, на стадии рассмотрения дела судом апелляционной инстанции – 50%, на стадии рассмотрения дела
судом кассационной инстанции, пересмотра судебных актов в порядке надзора – 30%.

Дополнительно из Кодекса исключается положение о том, что уплаченная государственная пошлина не подлежит возврату при утверждении мирового соглашения, соглашения о примирении Верховным Судом Российской Федерации, судом общей юрисдикции.

Таким образом, предусмотренные Законом меры позволят создать условия для снижения нагрузки на суды за счет расширения практики урегулирования споров посредством примирительных процедур.

Закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования.

Коррупциогенных факторов в Законе не выявлено.

Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 33340 части второй Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием примирительных процедур».