Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статьи 11.1 и 20 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и статью 189.64 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ (проект № 596269–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 111 и 20 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и статью 18964 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“ (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 16 мая 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование норм банковского законодательства и законодательства о несостоятельности (банкротстве) в части уточнения основания для отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, а также на определение механизма передачи акций Межрегионального коммерческого банка развития связи и информатики (публичное акционерное общество) (далее – ПАО АКБ «Связь-Банк») в собственность Российской Федерации.

К проекту федерального закона принято четыре поправки, авторами которых являются член Совета Федерации Н.А. Журавлев и группа депутатов Государственной Думы.

В соответствии с Федеральным законом Центральный банк Российской Федерации обязан отозвать у кредитной организации лицензию на осуществление банковских операций в случае, если кредитная организация не способна удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение 14 дней со дня наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, составляющих в совокупности не менее 100 тысяч рублей. Этот же размер требований устанавливается в качестве суммы требований к кредитной организации при принятии заявления о признании кредитной организации банкротом и возбуждении производства по делу о банкротстве. Действующими нормами установлены соответствующие критерии в 1000-кратном размере минимального размера оплаты труда.

Федеральный закон добавляет изъятия по применению запрета на совмещение функций руководителя кредитной организации (или ее филиала), главного бухгалтера кредитной организации (или ее филиала) или заместителя главного бухгалтера кредитной организации с функциями руководителя, главного бухгалтера в других финансовых организациях или организациях, являющихся аффилированными лицами по отношению к кредитной организации. Такими исключениями являются случаи если:

— кредитные организации (иностранный банк и кредитная организация) являются по отношению друг к другу основным и дочерним хозяйственными обществами;

 — аффилированным лицом кредитной организации является некоммерческая организация (за исключением государственной корпорации).

Ключевые поправки к проекту федерального закона устанавливают нормы, определяющие право Правительства Российской Федерации в 2019 году принять в казну Российской Федерации передаваемые безвозмездно государственной корпорацией развития «ВЭБ.РФ» акции ПАО АКБ
«Связь-Банк», а также порядок передачи Правительством Российской Федерации указанных акций в уставный капитал акционерного общества «Промсвязьбанк» (далее — ПАО «Промсвязьбанк»).

Определяемый Федеральным законом порядок передачи акций ПАО АКБ «Связь-Банк» предусматривает ряд отличий от действующих в настоящее время норм. В частности, на приобретение Российской Федерацией и ПАО «Промсвязьбанк» акций:

 — не требуется получение предварительного согласия Банка России;

 — не распространяются положения Федерального закона «Об акционерных обществах», регламентирующие приобретение более 30 процентов акций публичных обществ;

 — не распространяются положения федеральных законов, регламентирующие порядок раскрытия информации в форме сообщений о существенных фактах.

Кроме этого на приобретение ПАО «Промсвязьбанк» акций ПАО АКБ «Связь-Банк» не распространяются:

 — установленный Банком России предельный размер имущественных (неденежных) взносов в уставный капитал кредитной организации;

 — требования о предварительном направлении в публичное общество соответствующего добровольного или обязательного предложения и о приобретении в результате принятия такого предложения не менее 10 процентов общего количества акций, предоставляющих право голоса.

Также, в случае внесения в уставный капитал ПАО «Промсвязьбанк» более чем 95 процентов общего количества обыкновенных и привилегированных акций ПАО АКБ «Связь-Банк», Федеральный закон устанавливает обязанность ПАО «Промсвязьбанк» по выкупу акций у остальных акционеров – владельцев акций ПАО АКБ «Связь-Банк», а также особый порядок их выкупа. Так, Федеральный закон определяет, что выкуп ценных бумаг будет осуществляться по рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. Дата, на которую будут фиксироваться владельцы, устанавливается не ранее чем через семь дней после направления требования о выкупе ценных бумаг в ПАО «Связь-Банк». Срок оплаты выкупаемых бумаг не может быть более чем шестнадцать рабочих дней с даты, на которую определяются владельцы выкупаемых ценных бумаг.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 111 и 20 Федерального закона „О банках и банковской деятельности“ и статью 18964 Федерального закона „О несостоятельности (банкротстве)“.