Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 682010–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 18 апреля 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях совершенствования заключения и исполнения контрактов на выполнение строительных работ, а также сокращения сроков проведения закупочных процедур в целом.

Комитет считает необходимым отметить, что новации, вводимые рассматриваемым Федеральным законом, носят существенный характер для контрактной системы и будут способствовать повышению эффективности государственных закупок и расходованию бюджетных средств.

Основные положения Федерального закона направлены на упрощение порядка проведения аукционов в сфере строительства.

Так, существенно упрощается подача заявок для участников аукциона за счет того, что первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать только согласие исполнителя на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией. При этом сроки начала проведения аукциона сокращаются с 2 дней после окончания подачи заявки до 4 часов.

Согласно Федеральному закону к участию в аукционах по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства будут допускаться только те компании, которые имеют подтверждение наличия необходимого опыта выполнения аналогичных работ.

Предусматривается введение новых возможных случаев изменения существенных условий контракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, а именно при возникновении непредвиденных обстоятельств допускается увеличение цены не более чем на 10% и однократное продление срока выполнения контракта без увеличения его цены при условии уплаты подрядчиком соответствующей неустойки (в случае вины подрядчика).

В целях исключения рисков длительной остановки исполнения контракта предусматривается возможность расторжения контракта заказчиком с последующим заключением нового контракта с участником, занявшим второе место, без повторного проведения закупочной процедуры. При этом объем и цена нового контракта должны быть уменьшены на размер уже выполненных работ и оплаченных обязательств. В случае, если контракт был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, заключение нового контракта со вторым участником закупки возможно только после принятия Федеральной антимонопольной службы решения о включении первого участника в реестр недобросовестных поставщиков. При этом уменьшается срок рассмотрения контрольным органом информации на предмет включения участника закупки в реестр недобросовестных поставщиков с 10 до 5 дней.

В целях снижения сроков проведения закупочных процедур сокращается срок между внесением изменений в план-график закупок и размещением извещения с приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом с 10 дней до 
1 дня.

Устанавливается возможность при несостоявшейся закупке в связи с отсутствием заявок заключения контракта с соответствующим требованиям документации о закупке участником по согласованию с Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, с 1 октября 2019 года вместо плана закупок на три года и плана-графика на каждый год вводится только один план-график, утверждаемый на три года и соответствующий сроку действия правового акта о бюджете на очередной финансовый год и плановый период соответствующего публично-правового образования, внебюджетного фонда. Предполагается, что планы-графики будут формироваться заказчиками параллельно с составлением и рассмотрением проектов соответствующих бюджетов, что позволит наиболее точно отразить в таких планах текущие потребности заказчиков.

Сокращаются сроки рассмотрения заявок, поданных на участие в электронном аукционе, с 7 дней до 3 дней, а также сроки, в течение которых допускается обжалование действий (бездействия) заказчика и других участников закупки, с 10 дней до 5 дней с даты размещения в единой информационной системе итоговых документов. При этом для рассмотрения жалобы не требуется предоставление необходимой информации и документации (документация о закупке, заявки участников, протоколы и прочее), в случае если такая информация и документация уже размещена в единой информационной системе.

В целях расширения возможности заказчика в проведении закупок по сокращенной процедуре предусматривается увеличение размера начальной максимальной цены контракта, при которой допускается проведение электронного аукциона со сроком подачи заявок не менее чем за 7 календарных дней, с 3 до 300 млн. рублей, а при проведении закупки строительных работ – до 2 млрд. рублей.

Одновременно в качестве антидемпинговой меры предусматривается, что в случае снижения начальной максимальной цены контракта на 25% и более запрещается выплата аванса по контракту.

В целях оптимизации затрат подрядчика, исполнителя при выполнении строительных работ, работ по сохранению объектов культурного наследия, а также в случае цены контракта свыше 1 млрд. рублей предусматривается исключение необходимости размещения подрядчиком, исполнителем отчета по отдельным этапам исполнения контракта.

Комитет отмечает, что важной новацией Федерального закона является увеличение предельного значения цены контракта со 100 до 300 тыс. рублей, при которой допускается закупка всеми видами заказчиков без проведения конкурентных процедур (закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)), а также увеличение указанного предельного значения цены контракта с 200 тыс. рублей до 1 млн. рублей для случаев осуществления закупки лекарственных препаратов, которые предназначены для назначения пациенту при наличии медицинских показаний по решению врачебной комиссии.

В настоящее время активно развивается сеть электронных магазинов для закупок малых объемов, работа которых поддерживается различными региональными операторами электронных площадок. В этой связи комитет считает необходим провести работу по синхронизации реализации вводимых Федеральным законом положений об увеличении до 300 тыс. рублей предельной цены контракта без проведения конкурентных процедур и активного вовлечения региональных электронных магазинов в процесс проведения государственных (муниципальных) закупок малого объема в целях поддержания здоровой конкуренции на этом рынке и исключения возможности его монополизации.

В целях снижения финансовой нагрузки на субъекты малого предпринимательства при участии в закупках предусматривается их освобождение от внесения обеспечения исполнения государственных и муниципальных контрактов при условии подтверждения такими субъектами малого предпринимательства исполнения в течение последних трех лет трех контрактов, сумма цен которых не менее начальной (максимальной) цены торгов, без начислений неустоек, штрафов и пеней.

В целом поддерживая указанное нововведение, тем не менее, комитет обращает внимание на то, что при таком подходе отсутствует необходимость учета заказчиком наличия опыта исполнения подрядчиком контрактов, аналогичных предмету закупки. Это фактически приведет к освобождению от предоставления обеспечения компаний, не имеющих опыта выполнения работ, которые требуются заказчику. Тем самым формируются риски неисполнения таких контрактов, по которым единственной санкцией будет являться применение неустоек, штрафов и пеней. По мнению комитета, необходимость соответствия для освобождения от внесения обеспечения по контракту требованию о равенстве суммы цен исполненных за последние три года подрядчиком контрактов с начальной (максимальной) ценой заключаемого контракта не решает проблему отсутствия у подрядчика необходимого опыта выполнения квалифицированных работ.

Учитывая, что наличие надлежащего опыта исполнения контрактов, должно быть положительным стимулом для добросовестных компаний, участвующих в закупках, комитет обращает внимание на необходимость скорейшего решения вышеобозначенной проблемы. При этом также в целях исключения повышенных рисков неисполнения государственных (муниципальных) контрактов необходимо установить предельный размер начальной (максимальной) цены заключаемого контракта, при которой не требуется внесение обеспечения исполнения контрактных обязательств на уровне 2 млн. рублей.

Кроме того, Федеральным законом исключается необходимость размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки у единственного поставщика, а также обоснования невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупок и предоставления расчета цены контракта.

Признаются утратившими силу положения о необходимости обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом у Правительства Российской Федерации остается право определить случаи, когда указанная экспертиза будет обязательна.

В целях необходимости дополнительной подготовки к работе электронной государственной информационной системы «Независимый регистратор», обеспечивающей фиксацию действий участников контрактной системы в сфере закупок в электронной форме, переносится срок начала ее функционирования с 1 октября 2019 года на 1 января 2020 года.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая вышеизложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».