Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (проект № 546226–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон), принятый Государственной Думой 21 марта 2019 года, комитет отмечает следующее.

Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в целях оптимизации деятельности контрольных органов в сфере закупок.

Так, в целях обеспечения единства правоприменительной практики и методологии реализации контрольных полномочий уполномоченных органов на федеральном и региональном уровнях предусматривается наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по установлению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок.

Также предусматривается обязанность Правительства Российской Федерации установить порядок оценки эффективности деятельности органов контроля. Такой порядок должен предусматривать показатели контрольно-надзорной деятельности, порядок анализа показателей контрольно-надзорной деятельности и применения результатов этого анализа.

Кроме того, уточняются случаи проведения контрольным органом в сфере закупок внеплановых проверок.

На основании соглашений между субъектами Российской Федерации и находящимися на их территориях муниципальными образованиями органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется возможность осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок.

В целях исключения совмещения контрольными органами несвойственных им функций и снижения коррупционных рисков Федеральным законом устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.

Исключением из данного положения являются случаи осуществления закупок органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок. При этом не допускается возложение на одно должностное лицо вышеуказанного органа обязанностей по осуществлению полномочий на планирование закупок, определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных и муниципальных контрактов, их исполнение, в том числе на приемку поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты, и обязанностей по осуществлению контроля в отношении таких закупок.

В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств положения законодательства о контрактной системе, регулирующие мониторинг закупок, аудит в сфере закупок, а также контроль в сфере закупок, распространяются на юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при предоставлении им в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации бюджетных инвестиций.

Кроме того, в целях исключения случаев недобросовестной конкуренции в сфере закупок и недопущения затягивания сроков завершения конкурсных процедур из субъектов, имеющих право в судебном и ином порядке обжалования действий (бездействия) ответственных лиц и структур, участвующих в проведении закупочных процедур, исключаются общественные объединения и объединения юридических лиц, осуществляющих общественный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом общественные объединения или объединения юридических лиц сохраняют возможность информировать контрольный орган в сфере закупок о наличии признаков нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок в целях проведения контролирующим органом внеплановой проверки.

Также устанавливается, что жалоба, поданная в контрольный орган в сфере закупок участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возвращается ему без рассмотрения.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2019 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Учитывая изложенное, комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».