Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (проект № 573262–7)

Рассмотрев Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон) принятый Государственной Думой 13 декабря 2018 года, комитет отмечает следующее.

Законопроект внесен Правительством Российской Федерации. Законом вносятся изменения в статьи Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — Бюджетный кодекс) в целях реализации положений Федерального закона от 29 июля 2017 года № 216-ФЗ «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Законом предусмотрена возможность возмещения затрат на уплату таможенных платежей, понесенных юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, аналогичная для лиц, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково»).

При подготовке законопроекта ко второму чтению в него были внесены нормы, предусматривающие зачисление средств от уплаты государственной пошлины, подлежащей зачислению по месту государственной регистрации, совершения юридически значимых действий или выдачи документов и взимаемой за действия уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, связанные с государственной регистрацией аттракционов, в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 процентов. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению государственной регистрации аттракционов Федеральным законом от 29 июля 2018 года № 245-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и статью 132 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Одновременно в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в главу 253 части второй Налогового кодекса Российской Федерации», принятым Государственной Думой 18 декабря 2018 года, внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающие размер госпошлины за государственную регистрацию аттракционов, которые вступают в силу вместе с изменениями, наделяющими субъекты Российской Федерации новыми полномочиями, но не ранее чем через месяц со дня опубликования.

Кроме того, при подготовке законопроекта ко второму чтению в его были внесены нормы, касающиеся инвестиций в объекты капитального строительства.

Законом вводятся субсидии на строительство (реконструкцию) объектов негосударственной инфраструктуры, в том числе субсидии, направляемые в порядке возмещения произведенных получателями субсидий затрат для коммерческих организаций, участие государства в уставных капиталах которых составляет менее 100%, либо вообще отсутствует.

Возможность предоставления таких субсидий ограничивается целями создания определенных видов инфраструктуры (транспортная, энергетическая и инженерная) и ее необходимостью для реализации юридическими лицами инвестиционных проектов.

Определение порядка и критериев отбора инвестиционных проектов, для которых создается инфраструктура, а также порядка предоставления субсидий относится к полномочиям Правительства Российской Федерации.

Законом предусматриваются условия предоставления субсидий (достижение показателей результативности; реализация инвестиционного проекта и введении объектов инфраструктуры в эксплуатацию без удорожания проекта и без увеличения размера субсидии; предоставление объектов инфраструктуры, предназначенных для общественного пользования, в безвозмездное пользование субъектам Российской Федерации либо муниципальным образованиям; эксплуатация созданных объектов инфраструктуры получателем субсидии; получение заключений государственной экспертизы проектной документации и заключений о достоверности определения сметной стоимости объектов инфраструктуры; соблюдение получателями субсидий при осуществлении закупок проектных, изыскательских работ, работ по строительству (реконструкции) объектов инфраструктуры, положений, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (кроме случая, если субсидия предоставляется в порядке возмещения затрат ее получателя). В случае нарушения получателями субсидий условий их предоставления на них распространяются действующие правила возврата.

Законом также предусматриваются возможности заключения долгосрочных (на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств) соглашений о предоставлении субсидий коммерческим организациям в целях создания объектов инфраструктуры.

Ранее существовавшее требование о включении в договоры с поставщиками, заключаемые в рамках предоставляемых из бюджета субсидий, согласия на осуществление в отношении них проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий ограничивается случаем, когда предоставление указанных субсидий осуществляется в порядке финансового обеспечения будущих затрат их получателей. Это обусловлено тем, что при принятии решения о заключении соглашения о предоставлении субсидии проверка на соблюдение целей, для реализации которых предоставляется субсидия в порядке возмещения уже произведенных затрат их получателей осуществляется в момент принятия решения о предоставлении субсидий.

Рядом положений Закона также регулируются особенности порядка предоставления грантов.

Устанавливаются полномочия на утверждение общих требований к правовым актам, регулирующим правила предоставления юридическим лицам — коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам грантов в форме субсидий, которые в настоящее время установлены только для субсидий, которые предоставляются не в виде грантов.

Так, в частности, нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты муниципальной администрации, определяющие такой порядок предоставления грантов, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

С целью систематизации условий предоставления субсидий, устанавливаемых правовыми актами, регулирующими правила их предоставления, ускорения и упрощения процедуры заключения договоров и соглашений, Законом устанавливаются полномочия Минфина России, а также финансовых органов субъектов Российской Федерации или муниципальных образований на утверждение типовых форм договоров и соглашений о предоставлении субсидий некоммерческим организациям, юридическим лицам — коммерческим организациям, а также индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (в том числе, типовых форм договоров и соглашений о предоставлении грантов в форме субсидий).

Законом устанавливаются полномочия Минфина России утверждать типовые формы соглашений о предоставлении субсидий государственным корпорациям (компаниям) и публично-правовым компаниям.

Одним из условий предоставления субсидий публично-правовым компаниям, государственным корпорациям и компаниям становится наличие в их стратегических документах мероприятий, для реализации которых предоставляются субсидии.

Также запрещается предоставлять субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты государственной и муниципальной собственности из одного бюджета другому на софинансирование капитальных вложений в объекты, которые не могут быть отнесены к государственной или муниципальной собственности, в том числе, предоставлять субсидии юридическим лицам в целях создания объектов негосударственной инфраструктуры.

Исключается норма о раздельном утверждении законом о бюджете по каждому объекту бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты государственной или муниципальной собственности, софинансируемые из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, что обусловлено затруднениями, создаваемыми необходимостью внесения изменений в закон (решение) о бюджете для перераспределения или увеличения бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации или местного бюджета на осуществление капитальных вложений, софинансируемых из бюджета другого уровня.

При этом необходимо отметить, что остаются созданные действующим законодательством условия для осуществления пообъектного контроля за предоставлением субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование капитальных вложений благодаря учету объектов в ФАИП и перечислению субсидий в доле, соответствующей установленному уровню софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации.

Закон относит утверждение типовой формы предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации к полномочиям Минфина России, что позволит систематизировать условия предоставления данных межбюджетных трансфертов, ускорить и упростить процедуру заключения соглашений.

Минфин России также наделяется полномочием по утверждению перечня платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информация о которых не размещается в государственной информационной системе.

Также уточняется существующее основание для внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в связи с увеличением в текущем финансовом году бюджетных ассигнований на предоставление межбюджетных трансфертов в случае, если источником финансового обеспечения данных межбюджетных трансфертов являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации.

Учитывая изложенное комитет рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации».